23 октября 2017 / Александр Сапелин, ландшафтный архитектор, www.rfc-online.ru

Образ сада: регулярный сад

Если ваше понимание красоты можно описать крылатым выражением "палочки должны быть попендикулярны", значит, регулярный сад – именно то, что вам нужно.

5/5
Голосов: 1
Самшит

Геометрия и симметрия в саду

Упорядоченный и респектабельный, у большинства людей он ассоциируется с Версалем. Да и само регулярное направление в дизайне сада часто называют "французским стилем". Оставим в стороне рассуждения о том, что родоначальницей регулярных садов была вовсе не Франция, и поговорим о том, что составляет их суть. Для подавляющего большинства людей это геометрическая планировка со стрижеными растениями, скульптурой, фонтанами и цветниками.

Правильная геометрическая планировка характерна не только для регулярных садов. Мы уже рассказывали о садах в духе конструктивизма. Они тоже во многом "геометрические", но не регулярные. Если конструктивизм  – это, образно говоря, "сады будущего", то рассматриваемые сегодня  – скорее "сады прошлого".

В последних присутствует не только геометрия, но и симметрия. И представлены они не только дворцовыми парками Франции. Из-за богатого исторического прошлого они несут обременительный груз ассоциаций. Cтоит увидеть регулярную планировку, и в памяти всплывают картинки дворцовой жизни. Это ограничивает творчество проектировщика, но касается самого известного у нас французского варианта. А есть и другие: итальянский крестьянский двор (диагонали и круглый центр), мавританское патио (разделенный на четыре равных квадрата двор с тем же квадратом в  центре). Если мы возьмем за основу испано-мавританский вариант (сад чор-бак), то в отличие от французского, куда просятся вполне конкретные элементы, здесь у нас более или менее развязаны руки в наполнении. Кто-то может назвать это невежеством, проистекающим из незнания исламских садов. Но мы же и не претендуем на аутентичность, а лишь берем за основу планировку. Впрочем, вернемся к "версальскому" варианту, с которого начали.



Представляя себе сады в подобном духе, мы видим просторы: большие открытые пространства, где люди кажутся маленькими фигурками. В  реальности не все могут позволить себе такие площади. Проектируемая территория сокращается, пропорционально ей уменьшаются размеры планировочных элементов. В результате человек на фоне создаваемой картинки выглядит уже не таким маленьким, и мы отходим от дворцовой парковой роскоши, приближаясь к чему-то более похожему на английский регулярный сад пряных трав (стоит заметить, что и английские сады во времена Шекспира были регулярными). Нужно ли тогда играть в "Версаль"? Сократив площадь, мы не сможем сократить пропорционально ей размеры дорожек, фонтанов, скульптур, а самое главное – уменьшить свои собственные размеры, и дворцовый парк на десяти сотках будет выглядеть комично.



Выбирая образ, далекий от "дворцового", например "сад пряных трав", мы с большей легкостью можем смешивать стили, добавлять свои элементы. Например, компенсировать некоторую скучность строгой планировки, наполнив ее не вполне "регулярными" растениями. Это поможет добиться и "консенсуса" в семье. Так, мужчины часто предпочитают геометрию, а женщины – пейзажные посадки. Соединение того и другого может погасить споры. Именно так и  поступили Вита Сэквил Вест и ее супруг  – сэр Харольд, создавая Сисингхёрст. Получился регулярный по своей планировке сад, но пейзажный в плане наполнения. Этот подход мог бы помочь и коллекционерам. Вообще, чем строже структура, тем более разнообразное наполнение мы можем использовать и наоборот. Это спасение для тех, кто имеет коллекции разнообразных растений.

Классический регулярный сад создается по законам архитектуры и является продолжением дома, здание которого весьма четко выражено стилистически, имеет симметричный фасад и расположено если и не на центральной оси участка, то уж точно не в дальнем углу. Это не всегда возможно в современной ситуации. Поэтому логичнее и приятнее выглядят порой те участки, где регулярная схема применяется не к саду в  целом, а лишь к его части: розарию, огороду, площадке для отдыха, входному пространству. Изоляция регулярной от остальных частей сада позволяет преодолеть зависимость проектируемого участка от архитектурного стиля дома. Снимает она и проблему окружающих видов, которая актуальна в  любом случае, но в варианте с  регулярной планировкой  вдвойне. Как правило, окружающие виды не сочетаются с  регулярностью сада, и от них приходится закрываться.

У регулярного сада есть и существенный плюс: он будет готов сразу и не потребует долгого ожидания, как это происходит с большинством садов в  пейзажном духе. Скульптура, фонари, мощение, вазоны с летниками  – готовы сразу. Даже живые изгороди и бордюры сегодня можно купить готовые, чтобы не мучиться с их формированием. И если с выбором фонарей, мощения, скульптуры сегодня проблемы нет, то с растениями надо быть осторожнее: многие виды (самшит, тисс), использующиеся в Европе для стрижки, у  нас недостаточно зимостойки. Приходится искать альтернативу (барбарис Тунберга, спирея японская, кизильник блестящий  – для бордюров, липа мелколистная и туя западная – для стен). Имитацию стриженых стен можно сделать и из плоских вертикальных опор, увитых вьющимися растениями. Неплохо здесь будет смотреться и пристановочная культура и растения в  вазонах.

Черты регулярного сада

  • водоемы правильной геометрической формы;
  • камень – обработанный, а  не замшелые валуны;
  • скульптура – фигуративная (сохраняющая сходство с реальными объектами), а  не абстрактная;
  • цветники – партерные, с присутствием летников, небольших кустарников и  декоративных отсыпок.

Секреты успеха

  • Постарайтесь уйти от отягощенных ассоциативным набором элементов дворцового стиля в сторону менее известных прототипов, подходящих для сада небольшой площади.
  • Попробуйте применить регулярный вариант планировки к части сада, а не к  саду целиком.
  • Изолируйте регулярную часть от окружения, если оно визуально не поддерживает такую планировку.
  • Исключите дом из списка "композиционных центров" сада, если его архитектура входит в противоречие с задуманным образом.
  • Используйте смешения: например, добавьте в традиционную регулярную планировку необычные для нее элементы (коллекции растений, "пейзажные" многолетники).
  • Придайте регулярной части сада подходящие для нее функции: огород, розарий, зеленый кабинет. Это  позволит рационально использовать площадь.

Эта статья продолжает цикл ландшафтного архитектора Александра Сапелина о стилистическом оформлении сада. В прошлых выпусках - "Стиль, стилизация или образ сада", "Русская дача", а также минимализм и хай-тек.

Иллюстрации к материалу: ООО «Издательский дом «Гастроном»/Олег Кулагин

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Пейзажный садовый стиль

Пейзажный садовый стиль

Лучшие образцы садов, оформленных в пейзажном стиле, выглядят, на первый взгляд, неухоженными, ...

Стиль подпорной стенки

Стиль подпорной стенки

Из чисто утилитарного сооружения подпорная стенка давно уже стала сильным оружием в руках ...

Стиль рокария

Стиль рокария

Перед началом строительства рокария или альпинария определимся со стилем композиции:

КОММЕНТАРИИ

Марат Марат 20 сентября 2017 21:48:13

На днях только передача по Усадьбе была о таких садах, очень понравилось.