6 февраля 2012 / Сергей Калякин

Сады Германии: питомник Арендса. Интервью с Аньей Маубах

В 1888 году молодой немец заложил в местечке Ронсдорф питомник и сад. Он специально выбрал самый высокий холм, продуваемый всеми ветрами, чтобы вывести самые красивые и стойкие многолетники. Прошел век с небольшим, и теперь творения знаменитого немецкого селекционера Георга Арендса можно встретить в каждом саду. Интервью у его правнучки, ландшафтного архитектора и владелицы питомника Аньи Маубах взял Сергей Калякин.

0/5
Голосов: 0
Сад-питомник Арендса

– Госпожа Маубах, я правильно понимаю, что это то самое место, где появились все астильбы Арендса?

– ...А также камнеломки, аконит, флоксы Арендса и множество других многолетников. Это наша особая гордость. Столетие назад подобных питомников почти не было – садоводов интересовали деревья и кустарники, а многолетники тогда были совсем новой темой. Арендс рассылал растения по всей Европе, в том числе и в Россию – у меня сохранилась переписка прадедушки с русскими коллегами. Питомник разрастался, прошел две войны. После Второй мировой здесь временно прекратили выращивать декоративные многолетники – ими сыт не будешь, – и многие сорта Арендса были утеряны. Поэтому сейчас я затеяла новый проект – хочу создать сад, в котором будут "заархивированы" все старые сорта, все, что нами выведено. А это более трехсот наименований. Эскиз уже нарисован, в основу положен знак Юпитера, которым ботаники условно обозначают многолетники. Он же является логотипом питомника. Это будет настоящая библиотека растений, в которой любой может увидеть, когда какие сорта появились на свет.

– Замечательно, что во главу угла Вы ставите бережное отношение к своей истории.

– Главная идея – продолжать традицию, ведь мы работаем по старинке – сами размножаем растения вегетативно, подращиваем, продаем, используем препараты органического происхождения. И еще разбираем архив и хотим сделать музей, даже центр садовой культуры, ведь по сути наш питомник им всегда и был. Кстати, сохранились даже инструменты того времени. Например, мы нашли старый садовый совок, и он оказался настолько удобным, "по руке", что мы заказали целую партию.

– Здания здесь тоже исторические?

– Мы никогда не сносили старые постройки, только восстанавливали. Некоторым из них реставрация еще только предстоит. Вот, например, "Вилла Велблех" (wellblech – нем., гофрированный стальной лист). Выглядит странно, но представьте себе, это типовой дом того времени. Фирма, которая его построила в 1925 году, все еще существует, но, конечно, такие дома уже нигде не встретишь – это последний во всей Германии. В проекте – сделать из него гостевой домик для студентов-практикантов и посетителей питомника. Очень важно воссоздать дух времени, это вдохновляет людей, интересующихся садоводством и этой профессией. Ведь садовников-то осталось совсем немного – молодые люди сегодня редко выбирают эту стезю.

– А что же сейчас с тем садом, который заложил еще Георг Арендс?

– Он называется Felspartie (нем. "группа скал"). Прадедушка в конце XIX века работал в Италии и под впечатлением от тех открытых ландшафтов сделал сад в средиземноморском духе. Здесь были только камни и альпийские растения, а также рододендроны из Сычуаня. Тогда бук, который сейчас затеняет все, был довольно маленьким. Со временем все разрослось, и сад стал лесным. Теперь здесь находится наша коллекция папоротников и теневыносливых растений. А открытый солнцу и ветрам садик расположен по соседству. Здесь хорошо видно, как можно зонировать и террасировать территорию, чтобы даже на маленьком пространстве получить калейдоскоп разных ощущений. Например, лавандовое поле – такая простая идея, а столько она приносит радости! Я медитирую здесь под жужжание пчел – для меня это лучшее место на земле.

– Георг Арендс был не только увлеченным селекционером, но и очень талантливым художником. Где можно увидеть его ботанические рисунки?

– В Музее Вупперталя недавно прошла выставка "Природа и искусство". Там впервые были представлены фотопластинки с рисунками моего прадедушки. Это художественные изображения, пронизанные духом того времени. Выставка имела огромный успех и, вероятно, поедет по всей Европе. Знаете ли вы книги графа Сильва-Тарука, который заложил пражский арборетум Пругонице? Он много писал о растениях, а Георг Арендс иллюстровал эти издания. Кстати, в книге про многолетники есть эскизы рабаток, которые никогда не были воплощены в реальности. И я хочу воспользоваться ими, чтобы показать, как представляли себе цветники восемьдесят лет назад.

– У Вас много цветников. При их составлении вы задавали определенную тему?

– Конечно, посетителям гораздо интереснее увидеть растения в сочетаниях – можно что-то подметить и для своего сада. Например, в "Простом миксбордере" я показала, что даже с небольшим числом нетребовательных и всем знакомых многолетников можно получить потрясающий декоративный эффект. А цветник "Озеро Орион" действительно синий, как озеро. "Мадам Баттерфляй" сделан из растений, привлекающих бабочек. Ну а название "Леди в черном и шоколадный бордюр" говорит само за себя. Кроме того, пару раз в год я провожу День садового дизайна и приглашаю европейских мастеров. Недавно Том Стюарт Смит был у нас с мастер-классом. И каждый "рисует свою картинку", оставляет здесь свой цветник.



Arends Maubach. Staudengärtnerei & Gartenarchitektur Monschaustraße 76, 42 369 Wuppertal-Ronsdorf, www.arends-maubach.de
 

Благодарим Сергея Калякина за предоставленные фотографии. Больше материалов смотрите в личном блоге:

https://zen.yandex.ru/skalyakin

Ключевые слова

Калякин, сады, дизайн сада
Иллюстрации к материалу: plantfoto.ru

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

КОММЕНТАРИИ

Виктор 4 августа 2013 22:40:20

Очень приятные фото -спасибо всем.