WWF: то, что прибыль от леса можно получить, только срубив его, — это миф
Доход населения от сбора недревесной продукции леса — грибов, ягод, орехов — может быть в десятки раз больше, чем от заготовки древесины. Как говорится в сообщения WWF, то, что прибыль от леса можно получить, только срубив его, — это миф.
Лес — это не набор деревьев, а сложнейшая экосистема, включающая многочисленные виды живых организмов (бактерий, растений, грибов, животных) и выполняющая многочисленные экосистемные функции. Причем многие как из этих видов, так и функций люди могут использовать, в том числе с целью получения прибыли. Конечно, при условии организации рационального и устойчивого пользования.
Редко обсуждается в СМИ, хотя и широко известен тот факт, что для жителей многих лесных населенных пунктов, особенно удаленных, остро стоит проблема безработицы и отсутствия источников дохода. Во многих случаях эта проблема частично решается путем сбора и продажи населением дикоросов — грибов, ягод, лекарственных трав. В таких местах от половины до 100 % населения в сезон занимаются сбором недревесных ресурсов , а деньги, вырученные за 2-3 месяца, нередко кормят всю семью целый год. В других случаях летний дикоросовый приработок помогает людям существенно улучшить свой уровень жизни — купить машину, бытовую технику и др. Регулярная зарплата на местном производстве или в лесном хозяйстве этого не позволяет.
Опять же, ни для кого не секрет, что прибыль от реализации дикоросов как правило в разы выше прибыли от лесобумажной продукции. Отдельными исключениями может быть древесина редких и ценных пород — но это уже детали. Например, на Дальнем Востоке подсчитали, что сейчас доход населения от сбора кедрового ореха почти в 4 раза выше, чем доход от заготовки древесины. А всего за период плодоношения одного кедра (200 лет) выросшая в этот срок древесина даст дохода в бюджеты в 8 раз меньше, населению — в 777 раз меньше, а арендатору - в 20 раз меньше, нежели мог бы дать орех, который можно заготовить за этот период. А если еще и наладить переработку ореха и реализацию продукции из него, то положительный социально-экономический эффект возрастет в разы. Это только по ореху, а всего в кедрово-широколиственных лесах Дальнего Востока можно осуществлять заготовку более 100 видов различных недревесн ых ресурсов.
Соответственно, доходность дикоросового бизнеса по факту намного превышает таковую заготовки древесины. Но для развития дикоросового бизнеса, особенно мелкого и среднего, имеются большие, чтобы не сказать, неразрешимые проблемы, созданные новым лесным законодательством. А государство, к сожалению, практически не занимается развитием побочного лесопользования, поэтому эту нишу сейчас занимает частный, зачастую нелегальный бизнес.
Есть, конечно, и у нас отдельные оптимистические примеры. Например, лесозаготовительное предприятие вполне может, приложив сравнительно небольшие усилия, начать параллельно развивать на своей арендной территории побочное пользование — рекреацию, пчеловодство, охоту, сбор дикоросов. Как показал опыт ООО "Сорвижи-лес" (Кировская область), где осуществляется пилотный проект по организации комплексного лесопользования на арендной территории, затраты окупаются достаточно быстро, а выгоду получают все. Увеличивается количество рабочих мест и доходы работников, местное население и работники обеспечиваются недорогими продуктами питания местного производства (мед, ягоды, мясо охотничьих животных). Никаких серьезных препятствий для развития такого бизнеса нет, хотя отдельные проблемы есть.
Итак, то, что доход от леса можно получить, только срубив его — это чистый миф. К сожалению, этим мифом пронизана вся официальная информация о лесах России. Например, в утвержденной в октябре 2008 г. "Стратегии развития лесного комплекса РФ на период до 2020 г." нет ни слова о недревесных ресурсах и экосистемных услугах. Стратегия определила приоритетные направления развития лесного комплекса лишь в части заготовки и переработки древесного сырья, и говорится в ней только об объемах древесины и лесобумажной продукции. Почти ничего нет об этом и в проекте Государственной программы "Развитие лесного хозяйства", которая должна быть вскоре утверждена Правительством РФ. По-прежнему в целом по стране основным видом использования лесов остается заготовка древесины, признал в своем выступлении на "Всероссийском совещании по вопросам реализации полномочий в области лесных о тношений" в марте этого года руководитель Рослесхоза В. Н. Масляков.
Можно подумать, что ничего кроме древесины в наших лесах не растет. И это при том, что во всем мире сегодня люди зарабатывают деньги на сборе и реализации лесных дикоросов, обеспечивая себя прибыльным бизнесом, сельских жителей — работой, государство — стабильными налогами, а потребителей — качественной продукцией. Не говоря уже о том, что и экосистемные услуги, предоставляемые лесом, также могут стоить куда дороже древесины!
Кроме того, согласно данным доклада "Состояние лесов Европы 2011 г.", основными проблемами управления лесами в России являются низкая стоимость круглых лесоматериалов при больших запасах сырья и низкий уровень (в пересчете на единицу площади) рыночного использования недревесных ресурсов и услуг, связанных с лесом. Если Европа зарабатывает на 1 га пригодного к рубкам леса в среднем 146 евро, Россия — всего лишь 5 евро.
Широко известен пример города Нью-Йорка, где ухудшение качества питьевой воды поставило власти города перед выбором: строить новые и очень дорогие очистные сооружения, или вложить средства в улучшение защитных функций лесов водоохранных зон рек и водохранилищ. Оказалось, что сохранение части лесов от вырубки и ограничение застройки открытых пространств обходится куда дешевле, чем новые очистные сооружения. Этот пример наглядно продемонстрировал всему миру, что грамотное управление лесными экосистемами может существенно сократить некоторые затраты.
А в Поднебесной, наоборот, подсчитали экономический ущерб от сведения лесов по стране в целом — и пришли в ужас: общий ежегодный экономический ущерб от деградации лесного покрова Китая в ценах 1992 г. был оценен в 245 млрд юаней, что составляло около 29 млрд долл. США. Теперь Китай является мировым лидером по восстановлению лесов, оставив далеко позади себя все остальные страны, в том числе высокоразвитые.
Как утверждается в сообщение WWF, "пора бы и нашим лесным властям взять калькулятор и посчитать, как можно сделать нашу лесную отрасль во много раз доходнее, улучшив при этом жизнь и себе, и людям. Деньги-то в буквальном смысле слова под ногами растут! А ущерб лесной экосистеме от побочного пользования в целом куда меньше, чем от промышленной заготовки древесины".