Немного истории
В конце 90-х мы приобрели участок в 15 соток луга, по периметру которого росли вековые деревья – остатки барской усадьбы. Все основные материальные и творческие ресурсы были брошены на сооружение дома. Чуть позже нам покрыли участок весьма неплохим газоном, проложили дорожки шириной в один камень, посередине соорудили альпийскую горку, перед домом – три клумбы, а сбоку – огород и парник. Вскоре мы приобрели участок у соседа. На нем росли могучие липы. Как они пахли, когда цвели! Это было предложение, от которого невозможно отказаться.
Муж выдал задание: все закутки сада должны быть проработаны, чтобы появились милые уголки, скамейки, площадка для чаепитий и места для культурного времяпровождения с друзьями. «И обязательно хозяйственный двор!» – сказали мама с папой. Они голосовали за приобретение участка, поскольку он решал именно эту задачу. Наняли специалистов, и работа забурлила. Были разбиты новые газоны и посажено более 300 деревьев и кустарников.
Даешь достойное обрамление!
Вскоре в гостях у своих друзей в саду под Киевом мы увидели скульптуры из известняка. Познакомились со скульптором, мы согласовали эскизы, и через три месяца он пригласил нас на просмотр.
Скульптур было шесть, они были чудесными, но нам хотелось счастливого числа 7. Муж с ходу предложил кандидатуру барана.
Когда скульптуры появились в нашем саду, они не просто его изменили, но и потребовали новых ландшафтных решений. Мне захотелось поднять на совершенно новый уровень цветовые решения, добавить скульптурам красочного растительного обрамления, сделать сад интересным во все времена года.
Были и другие причины, заставившие нас подумать о переделке сада: огромная площадь газона – более 25 соток. Покос хорошей широкозахватной самоходной косилкой занимал 5 часов, травой можно было кормить стадо коров, с участка стало невозможно вывести кротов, дорожки были узкими и неудобными. К этому времени я нашла «своего» дизайнера, а когда узнала, что она руководит учебным центром «Цветущая Планета», незамедлительно записалась на курсы.
Эпоха цивилизации
Елена Константинова не сразу согласилась взяться за наш сад. Но однажды мы заманили ее в гости, пили чай, вели дачно-садовые разговоры. Позже она призналась, что сразу влюбилась в наши вековые липы… Мы провели много часов, обсуждая будущий сад. Ее предложения были настолько созвучны нашим идеям, что мы без колебаний отдали ей свободу действий и ни разу не пожалели об этом.
Мир переворачивался на наших глазах. Причем в буквальном, а не переносном смысле – сотни кубических метров земли перекочевали из одних концов участка в другие. При этом дополнительно была закуплена только одна машина плодородного грунта! В итоге весь участок оказался полностью переориентирован, выровнен и сдренирован.
Появился новый пруд площадью около 40 м2 с плавной береговой линией. В нем есть глубокое место для зимовки карасей и зоны мелководья с болотными ирисами и рогозом. Мы никогда и не предполагали, что в нашем климате могут произрастать нимфеи таких размеров и дивной красоты. Сбылась и мечта мужа о полноводном ручье с широким руслом.
По берегам вольно произрастают манжетки, гвоздики, ирисы сибирские, герани, а на схеноплектусе летом качаются разноцветные стрекозы. Ручей берет начало от бьющего из скалы ключа, у истока которого растет очень красивая плакучая рябина. Появились новые подпорные стенки сухой кладки, небольшие ступени с карманами для почвопокровных растений усилили декоративный эффект.
Расстановка 7 фигур
Живописную аллею длиной 15 м украшают фонари. Она взята в перголу, увитую девичьим виноградом, клематисами, лимонником, жимолостью. В конце, в обрамлении чубушников и парковых роз, гордо стоит скульптура «Петля времени» – подобие ленты Мебиуса на дорической колонне.
«Девушка» грациозно приземлилась к листопадным рододендронам на фоне черных сосен среди наперстянки пурпурной. Весной она «собирает» тюльпаны, а в июне – землянику. Окруженная стрижеными формами, это, несомненно, самая эффектная композиция сада.
«Улитка» ползет себе под огромными липами по дорожке из глянцевых листьев барвинка, весной – среди разноцветных крокусов и тюльпанов, а летом прячется в астильбах и папоротниках.
«Барашек» мирно пасется среди тимьянов, карпатских колокольчиков и овсяницы, сверху над ним парят анемоны.
«Волна» изгибается и наливается силой под елью. Ель с момента нашего с ней знакомства из малютки вымахала в огромную красавицу, и только ежегодная стрижка не дает ей вырасти до размеров кремлевской новогодней елки.
На подпорной стенке за домом, среди можжевельников, кустов чубушника и парковых роз, важно стоит «Возрождение» – самая большая из скульптур.
И, наконец, перед домом, среди многоярусных цветников умостилась небольшая скульптура «Два сердца». Не очень заметная, скромная, как первая любовь, но она во все времена года окружена ореолом ярких цветов, символизирующих силу и радость этого чувства.
Прогулки по саду
По территории были проложены широкие дорожки из серого песчаника. Чтобы скрасить их цветовое однообразие, мы уложили их вперемешку с желтым песчаником, а так же вкрапили морские камушки из Крыма. Наконец-то можно пройтись рука об руку! Дорожка, плавно изгибаясь, провожает нас от одного уголка сада к другому через кованый мостик, мимо цветущих луков, усыпанной цветами или ягодами калины, кованой беседки, вокруг которой наши всегда молодые родители накручивают круги терренкура.
Кусты и деревья соединились в очень разнообразные по формам, структуре и цвету группы. Муж впоследствии признался, что и не предполагал о существовании в природе такого количества оттенков зеленого и желтого. Еще он относит к достоинствам нашего сада сочетание практицизма и красоты – основы стиля модерн. Мы с одним помощником управляемся с садом, поскольку он технологичен и достаточно прост в уходе.
Многочисленные отсыпки из гальки и мульчи из сосновой коры, огромные куртины многолетников, высаженные монохромными пятнами, не оставляют никакого шанса сорнякам. Композиции и цветники, освободившие газон от одиночных посадок, сделали его удобным для стрижки и ухода. И только нескольким полянам крокусов позволено нарушать гладь газона ранней весной, когда все вокруг еще не очнулось от зимней спячки.
Стриженые формы из самых обычных кустов барбариса, спирей, стефанадры и боярышника вместе с вечнозе-леными растениями создают объем, форму и структуру сада и особенно незаменимы зимой и ранней весной. Комбинации всевозможных вертикальных кованых и деревянных конструкций, каменных поверхностей и изваяний позволили создать милые уголки и зеленые комнаты, о которых мы подсознательно мечтали.
Мы хотели, чтобы у нашего сада был не французский или английский, а именно русский акцент. Чтобы в нем соединялся размах русской усадьбы с уютом старой московской дачи. И в то же время, чтобы он был современным и вобрал в себя достижения ландшафтного искусства. Мне выпало счастье участвовать в исключительно интересном и захватывающем процессе создания Сада с большой буквы. Он стал нашей гордостью, местом проведения семейных праздников и встреч с друзьями, а скульптуры – его визитной карточкой.
Иллюстрации к материалу: Ольга Копытова, Ольга Петина.