Вчера мы уже писали о новом блоке поправок в ГК, о которых рассказал Павел Крашенинников - председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству. По замыслу авторов, эти поправки должны упорядочить не только отношения между соседями, но и некоторые другие вопросы, касающиеся загородной недвижимости.
Самая важная из поправок, по мнению самого Крашенинникова - предложение учитывать дом и участок как единый объект недвижимости, а не два разных, как это практиковалось до сих пор. Разговоры о необходимости такого нововведения велись уже давно: действительно, в Европе земля и все находящиеся на ней постройки считаются одним объектом - это упрощает учет, налогообложение и сделки с этой недвижимостью. Однако в России исторически сложилась традиция разделения земли и дома, что представляется несколько противоречащим здравому смыслу и создает трудности в случаях, когда у строения и участка земли, на котором оно возведено, разные собственники.
Предполагается, что на практике единство объекта будет выражаться, кроме прочего, в присвоении ему единого кадастрового номера и изменении налогообложения: собственникам больше не придется платить отдельно за землю и за строение. Предвосхищая вопросы, Крашенинников пояснил, что перерегистрация не потребуется и налоговые ставки пересчитываться не будут: для зданий и сооружений будет указываться, что они являются составными частями земельных участков.
Отмечается, что поправки важны не только для владельцев дач, но и для бизнеса: до сих пор нередкими были споры из-за того, что земля принадлежит одному владельцу, а здание на ней - другому. Однако эксперты констатируют, что новый подход может породить и новые трения между собственниками: например, как быть в случае, если владелец строения не хочет выкупать земельный участок под ним? Или наоборот - владелец участка не хочет его продавать? Может даже получиться, что собственник земли окажется владельцем чужих построек. А если собственник земельного участка - государство? К сожалению, новые поправки ответов на эти вопросты не дают.
Зато в них уделено внимание даже такому тонкому моменту, как право собственности на яблоки. Типичная ситуация: ветви яблони нависают над забором соседнего участка, и созревшие плоды падают на чужую территорию. Кому они должны принадлежать? Законодатели скрупулезно проработали этот важнейший вопрос и предложили считать такие фрукты собственностью владельца той земли, на которую они упали - правда, с оговоркой, что соседи всегда могут договориться об ином. Каким именно образом будет оформляться подобный договор, пока не уточняется.