Сергей Калякин, автор канала "Сады и цветы" (https://dzen.ru/skalyakin), предложил нашему сайту сделать совместный проект и попросить Валентину Николаевну Хватову рассказать о своих флоксах, опыте селекции, наблюдениях за сортами и интересных людях, с которыми ее свело увлечение цветоводством. С удовольствием публикуем ее рассказ.
Как у меня зародился интерес к цветоводству
Собрать по капле коллекцию – большой труд, а собрать коллекцию цветов, это труд огромный. Ведь цветы – живые и очень чувствительные существа. Как я пришла к цветоводству? Цветы выращивала моя мама.
У нас в саду росли ранние красные пионы, розы и очень много гладиолусов, которые требовали особого ухода. Приходилось отдавать много сил прополке, поливу, подкормкам. Кроме того, родители занимались выгонкой тюльпанов, а это дополнительно и зимний труд. Мама была членом Клуба цветоводов Москвы «На Новинском». Для такой работы требовался не только труд, но и знания. Иногда летом меня привлекали к уходу за растениями, чего я очень не любила и говорила родителям, что копаться в земле никогда не буду...
Флокс: Родная Кровь, Хватова В.Н., 2017. Фото: Сергей Калякин
У нас с мужем был домик в деревне под Александровом, куда мы ездили отдыхать в отпуск. Там были прекрасные леса, много грибов и ягод, особенно земляники. Наше владение в 20 соток по забору было обсажено боярышником, сиренями и шиповником. На участке было две рощи — облепиховая и терновая, средняя часть поросла сорняками. Однажды осенью родители предложили нам ведро послевыгоночных луковиц тюльпанов и мы решили их посадить по сорнякам – ведь в степях весной цветут тюльпаны, за ними никто не ухаживает. На следующий год весной приехали в Александров и, увидев свой сад, просто обомлели. Перед нами было красное поле. И поскольку луковицы были разного размера, они расцветали постепенно, и весь отпуск у нас в саду было такое великолепие.
Флокс: Ксения, Хватова В.Н., 2001 Фото: Сергей Калякин
Появился интерес, той весной я пошла на выставку луковичных. Выставка меня потрясла! Я увидела тюльпаны чудной окраски и разнообразной формы, которая меня еще больше удивила: бокаловидные, лилиеподобные, попугайные, с зелеными и окаймленными листьями. А нарциссы не только покорили своим многообразием, но и ароматом.
«Лед тронулся!» Этой же осенью в саду у родителей появились две мои грядки: разнообразные по форме и окрасу тюльпаны и нарциссы разных оттенков и махровости. Приобрести хороший и интересный посадочный материал было трудно, поскольку продажа посадочного материала в Клубе была запрещена. Но я одолела все преграды и купила, что хотела у разных источников — у коллекционеров, на рынке и в магазине на Арбате. И только посадочный материал от коллекционеров оказался настоящим, все другие источники оказались обманом.
Флоксы: Матронушка, Хватова В.Н., 2003
Матушка Василиса, Хватова В.Н., 2004. Фото: В.Н.Хватова
Начало коллекционирования
В 1982 году я вступила в секцию луковичных и сама стала участником выставок. Затем стала собирать коллекцию высоких бородатых ирисов. Познакомилась с Почетным членом и селекционером ирисов — Степановой Ириной. Побывала у нее в саду, многому научилась. Она показала мне флокс Ирина и сказала, что селекционер Мария Шаронова назвала свой сорт в ее честь. Я сразу же захотела побывать в саду Шароновых. Ирина посодействовала мне в этом, и в результате у меня появилось два десятка сеянцев Шароновой. Все они были яркими, различных оттенков и габитуса, но, основной цвет — кораллово-оранжевый.
Определилась новая задача — купить крупноцветковые флоксы разного цвета. В этом мне помогла селекционер флоксов Елена Константинова. В итоге у меня получилась отличная коллекция высоких метельчатых флоксов (Phlox paniculata) - очень разнообразная и хорошо выверенная. Понравились мне и более низкие флоксы пятнистые (Phlox maculata): Оmegа — белый со светло-розовым глазком, Delta – белый с ярким розовым глазком и лучиками, Rosalinde – розово-сиреневый, ранний.
Флоксы: Omega, A. Bloom, 1966; Rosalinde, Arends, 1918. Фото: Сергей Калякин
Первые шаги в селекции флоксов
Но что делать дальше? Одновременно с происходящим стали меняться мысли, меня потянуло к земле. Прополки и уход за цветами меня не угнетали, да и приблизился выход на пенсию. К этому времени председателем секции флоксов стала замечательная женщина, биолог по профессии селекционер Фетисова Ирина Валентиновна. У нее было много интересных сеянцев, в том числе с уменьшенными венчиками, которые она назвала «Каплями». Ирина Валентиновна щедро делилась с нами знаниями и призывала заниматься селекцией флоксов. С ее легкой руки в первую же осень я посеяла все собранные семена, а по весне получила большое количество сеянцев.
Родители к этому времени постарели и отказались от земледелия, так что земли было много, и я засадила сеянцами около 4 соток.
Сеянцы, зацветшие в первый год, особого восторга не вызывали. На второй год цветение было достаточно обильным, и некоторые цветочки получились необычными и интересными. На третий год это была сказка! Форма и расцветка венчиков настолько различались, что удивляли и восхищали. Диаметр венчика рознился от 1,5 см до 6,2 см, окраска тоже впечатлила: и с полосками, и с крапинками, и с окаймлением, глазки и трубочки разного цвета — все необычно.
Флокс Надежда Соболева, Хватова В.Н., 1995. Фото: Сергей Калякин
Мои мелкоцветковые флоксы
В 2001 году на выставке клуба в выставочном зале МГС ВООП на Кутузовском проспекте я представила свои флоксы, в том числе серию мелкоцветок: Вера, Надежда (Надежда Соболева), Любовь, Софья. В появлении мелкоцветковых флоксов главную роль сыграли пятнистые флоксы с мелкими цветочками, опылившие высокие метельчатые флоксы. Итак:
- папа — Phlox maculata
- мама – Phlox paniculata
Мелкоцветка была принята неоднозначно. Одних приводила в восторг, и они просто охотились за такими сортами. Другие говорили, что это даже не флоксы и ничего интересного в мелкоцветке не находили. Я же отношусь к таким сортам положительно — они не полегают под дождем, цветки не повисают.
Флоксы: Анна Мария, Хватова В.Н., 2004 ; Князь Серебряный, В.Н. Хватова, 2001 (Фото: В.Н.Хватова)
Продолжение селекции флоксов
В конце 90-х годов было всего несколько дымчатых флоксов и мои флоксы Былина, Серебряное кольцо, Князь Серебряный, Серебристая вуаль дали достаточно сильный толчок к появлению целой серии дымчатых флоксов. Позднее я представляла на выставках дымчатые и крупноцветковые сорта: Анна-Мария, Князь Серебряный, Уралочка, Шапка Мономаха, Царевна.
Флоксы: Бабье Лето, Хватова В.Н., 2006
Джоконда, Хватова В.Н., 2005 . Фото: В.Н.Хватова
К сожалению, вскоре земля потребовалась сестре для посадки клубники и мне в срочном порядке пришлось раздавать свои сеянцы. После этого второй крупный посев флоксов был у меня в Нахабино на участке соседки. У нее возникли сложности, она перестала ездить на участок, и мы не смогли поливать флоксы, в результате все шесть гряд пришлось раздать желающим. Так что сотни моих сеянцев гуляют безымянными по всей России:(
Флоксы: Белый Клык, Хватова В.Н., 2004
Былина, Хватова В.Н., 1998
Скромник, Хватова В.Н., 2007
Фото: В.Н.Хватова
У меня 54 сорта с названиями, а сколько всего — не знаю. Любимые: Шапка Мономаха, Браво, Икар, Звездопад, Ксения, Бабье Лето, Скромник (да и все другие тоже люблю).
Флокс: Шапка Мономаха, Хватова В.Н., 2000. Фото: Сергей Калякин
Название флокса, также как и имя человека, много о чём говорит. Оно бывает удачным и не очень, часто манящим, иногда отталкивающим. Случается, что название флокса приходит мгновенно, как молния, а иногда долго и мучительно.
Сеянец флокса Шапка Маномаха был назван буквально в секунду. Однажды утром, выходя в сад как обычно на осмотр сеянцев, я увидела в лучах утреннего солнца полностью расцветший тёмно пурпурный куст. Одновременное цветение всех побегов создавало впечатление одной громадной шапки. И флокс получил название "Шапка Монамаха". Он не обманул моих ожиданий и оправдал своё имя. В 2000 г. он получил высокую оценку на выставке флоксов в клубе "Цветоводы Москвы". В 2004 году он был лидером аукциона редких растений на ВВЦ, где праздновали 70-й юбилей клуба "Цветоводы Москвы". В 2013 году он занял 3-е место на выставке клуба при ОВОП (Общество восстановления и охраны природы) г.Москвы.
Флоксы: Владимир, Е.А. Константинова, 1997;
Уральские Сказы, Гаганов П.Г., 1953;
Цвет Яблони, Харченко Е. Д., до 1942. Фото: Сергей Калякин
Фавориты среди флоксов
Некоторые сорта флоксов российской селекции считаю шедеврами: Владимир, Уральские сказы, Памяти Гаганова, Цвет Яблони. Из иностранной селекции назову Pleasant Feelings и Salmon Glow. На мой взгляд, критерии просты. Флокс не должен разваливаться, выгорать — это важно. Качественный сорт помимо привлекательности цветения отличает хорошая облиственность, зимостойкость, устойчивость.
Флоксы: Pleasant Feelings, R.van Gaalen (Netherlands), 2004;
Salmon Glow, автор неизвестен, до 1934. Фото: Сергей Калякин
Как флоксы получают имя
Названия сеянцам удаются по-разному. Иногда оно падает как с неба, над другим приходится думать годами. Флокс Анна – Мария посвящён моей маме Марии и тёте Анне. Флоксу Князь Серебряный за его громадную шапку я хотела поначалу дать название "Добрыня Никитич", но окраска дымчато-серебристая взяла вверх.
Интересный случай был с сеянцем Надежда. Приехала я навестить приятельницу, Соболеву Надежду, да и поглядеть на свои сеянцы. Вижу мелкоцветку свою и спрашиваю: «Откуда у тебя этот флокс?». Она отвечает: «От тебя!» Так сеянец «Надежда» стал Надеждой Соболевой.
Одним словом, что флокс, то история. И пусть она будет красивой! Сейчас у меня есть несколько неназванных сортов, надеюсь на это лето. Наверное, можно назвать интересными новые флоксы: Николай Максаков, Звездопад (из последних, но не совсем новый), Белый Барс, Браво (он из старого-нового).
Флоксы: Икар, Хватова В.Н., 2013;
Николай Максаков, Хватова В.Н., 2017;
Реснички, Хватова В.Н.. Фото: Сергей Калякин
Однако не всё так гладко с названиями. Есть у меня очень крупный, с волнистыми лепестками почти белого цвета, интересный сеянец. Куртина красивой формы, стебли прочные, ростовые качества хорошие. Хороший сеянец с прекрасной шапкой, а название не шло. Мысленно я давала ему название "Лебединые крылья", "Белый волшебник", "Космонавт", но не то! И однажды, увидела рекламу "Икар" и решение пришло. Так появился интересный сеянец Икар.
Флоксы: Гвоздика Бордо, Хватова В.Н., 2017;
Звездный Дождь (Звездопад), Хватова В.Н., 2011. Фото: В.Н.Хватова
А еще одна история связана с другим популярным сортом. Был у меня в углу сада один флокс, внимания не обращала. Приехала приятельница и говорит: «Кто же это на меня смотрит из угла?!» Пригляделись, увидели темный глазок внутри трубки, да и сама трубка темная. Так и стал этот флокс называться - Очаровательные глазки. К сожалению, фирмы запустили его и еще несколько моих флоксов в клонирование, а это чревато потерей некоторых признаков и общим видом.
Флоксы: Очаровательные глазки, Хватова В.Н., 1998; Скромница, Хватова В.Н., 2003. Фото: Хватова В.Н.
Да, пропал сеянец, подобный иностранному сорту Tiara. Был у меня еще сеянец Белое Кружево, отдала на хорошее выращивание, а весной мне сказали, что их затопило, и сеянец пропал.
Сложности ответственной селекции
Много было разных перепитий, в результате от 500 сеянцев осталось не более сотни, а с названием я недавно насчитала 54. Ведь сеянцам необходимо создавать условия, приближенные к произрастанию в природе, потому что, выращенные в тепличных условиях, они с максимальным уходом через 2-3 года теряют привлекательность.
Флокс: Браво, Хватова В.Н., 1998. Фото: Сергей Калякин
Испытательный срок у разных сеянцев отличается. Он зависит от многих причин, природных условий, места произрастания, наличия болезней и других факторов. При удачном стечении обстоятельств достаточно 3-4 лет, но чаще лучше выдержать на испытании 5 лет. А вот, кстати, у меня флокс Браво уже 23 года не может выйти в свет. Хотя как первый показ сеянец был выставлен одновременно с сеянцем Шаповал Поэма.
Соотношение сеянцев, которые остаются для дальнейших испытаний, и которые идут в компост каждый раз колеблется. Бывает 50%, а бывает 0. Как-то из двух моих посевов около 200 семян вышло 5 сеянцев, а из посева 400 семян вышло порядка 50 приличных сеянцев и 3 десятка логично назвать сортами. Какого-то закона здесь нет.
Моя коллекция ирисов (Фото: В.Н.Хватова)
Экспериментировать и размножать растения семенами было моей страстью. Я сеяла флоксы, ирисы, лилейники, тюльпаны. У меня были интересные сеянцы высоких бородатых ирисов: Око, Синева, Дым Отечества. За сеянец Атлант даже получила грамоту от секции ирисов нашего Клуба. Было и немало сеянцев лилейников, но они повторяли своих родителей, мне это стало неинтересно. Не то, что с тюльпанами! Привезли мне семена от тюльпана с гор Узбекистана. Ухаживала за посевами 4 года — полив, укрытие, прополка, мульчирование. На пятый год не выдержала и на этом месте посадила пионы. И что. На 7-й год (!) из-под пионов полезли тюльпаны. Все красные, но разной высоты, формы и оттенков.
В саду я вообще раньше любила сочетать тюльпаны и пионы: весной, когда пионы всходят и формируют бутоны, тюльпаны защищают их от весенних заморозков. Флоксы сажала с эхинацеями, монардами, вариегатными купенами, верониками, мелкоцветковыми колокольчиками, травами. Сейчас уже проще даются монопосадки.
Хватова Валентина Николаевна, 2023 Фото: Константин Хватов, фотограф, художник
Чем порадую коллекционеров
Не могу точно сказать, я еще не была на участке в этом году, но думаю, что немного флоксов, лилейников и пионов будет в продаже в этом году. На всякий случай, у меня есть сайт: sadphenix.ru, там есть фотографии. Но он давно не обновлялся и заказы с него не приходят.
Я всегда рада живому общению, поэтому звоните мне: 8-925-645-36-50. Мне это удобнее, чем переписка в почте, но вотсапом я пользуюсь активно.
Красивых садов, здоровья и гармонии! Валентина Николаевна Хватова
Флоксы В.Н.Хватовой, фото автора