Возможно, это самое ценное, но и самое бесполезное для начинающего дизайнера знание. Как использовать в композиции то, что не вызывает в вашей голове отчетливого образа? Ответ на этот вопрос (пусть не такой простой, как хотелось бы) существует. Поскольку именно форма посадок определяет пространство сада, а оттенки, фактура и прочие декоративные свойства лишь усиливают ее звучание, полезно приложить усилия, чтобы научиться концентрироваться именно на ней.
Не расставайтесь со справочником
Организованный в алфавитном порядке справочник по древесным растениям – абсолютно необходимая вещь для каждого, кто хочет создать декоративный сад. Даже самое дорогое издание, которое можно себе представить, будет стоить 3–4 тысячи рублей – это цена всего лишь нескольких неудачно купленных растений. Но можно обойтись и гораздо меньшей суммой, тем более что идеальных изданий не бывает. В слишком толстых, подробных справочниках приходится долго искать нужную страницу, их неудобно возить с собой в питомник или на рынок.
Остановитесь на компактном издании, включающем 150–200 видов растений, основных для вашей климатической зоны. Наиболее ценная и нужная вам информация – форма, высота и ширина кроны, зимостойкость, требования к освещенности, почве и влажности. Покупая книгу, убедитесь, что эти сведения указаны для каждого вида. Если растение подходит для стрижки и создания топиарных фигур или изгородей, это также должно быть обозначено. Заинтересовавшись тем или иным видом, всегда открывайте справочник и читайте описание его параметров, рисуя их в своем воображении.
Не торопитесь с покупкой
Редкий продавец не попытается подвигнуть вас на покупку, как бы невзначай заметив, что вы держите в руках последний экземпляр редчайшего сорта, подобного которому не сыщешь во всей округе. Тем не менее берите только то, что задумали, о чем успели собрать достоверную информацию и для чего в вашем саду точно найдется место. Не впадайте в покупательский ажиотаж.
Используйте растения, форму которых можно задать стрижкой
Есть страны, в которых, кажется, что ни сад – то произведение искусства. Множество садоводов, никогда не учившихся профессии ландшафтного дизайнера, достигает большого успеха в составлении садовых композиций. Иногда у них это получается лучше, чем у заправских ботаников, знающих наизусть сотни латинских названий. Секрет этого успеха – на поверхности, присмотритесь к заграничным фотографиям. Такие сады часто имеют четкую пространственную структуру, заданную деревьями и кустарниками всего нескольких видов. Эти виды способны принимать различные объемы и формы под воздействием стрижки. Такие растения – пусть не самая эффектная, зато, может быть, самая эффективная часть ассортимента, позволяющая решать много задач и избегать ошибок.
Наблюдайте
Увидели в парке красивое дерево или куст? Подойдите ближе и попробуйте определить, что это. Обнаружили интересное растение у соседей? Спросите название. Понравилась композиция на фотографии в журнале? Прочитайте подпись или попытайтесь самостоятельно определить ее состав. Обязательно отмечайте про себя форму и размер крон, сверяясь с собственным ростом или измеряя проекцию шагами, где это возможно. Даже если вы не фиксируете эти наблюдения (не делаете вырезок, фотографий, записей), они все равно принесут вам пользу – подсознание само "отметит галочками" те деревья и кустарники, которые могут быть вам наиболее полезны. Вы вспомните о них, когда это понадобится.
Не бойтесь планировать абстрактно
Не беда, если вы пока плохо знаете растения. В конце концов все многообразие древесных крон можно грубо свести к нескольким группам: округлые (шаровидные, яйцевидные, овальные, подушковидные), пирамидальные (с различным отношением высоты и ширины основания), плакучие (с поникающими ветвями), раскидистые (имеющие вид рыхлой массы не всегда читаемой формы), распростертые (вытянутые по земле) и зонтиковидные. Мысленно заполняйте свободные места в саду подходящими геометрическими объемами и подбирайте растения с нужными параметрами по справочнику. Ищите, что образует, например, полушарие диаметром 1,5 м или конус определенной ширины и высоты. Корректируйте планы в том случае, если убедились, что точного соответствия не найти.
На цвет и фактуру смотрите тогда, когда есть несколько кандидатов на одно вакантное место. Игра оттенков и света на поверхности кроны может существенно усилить художественное впечатление от объемной композиции, но не может его заменить.
Форма кроны в ландшафте
Пирамидальные кроны образуют четкие вертикали. Они значатся в справочниках как конусовидные, веретенообразные, колонновидные. Обращайте внимание на ширину основания по отношению к высоте. Широкопирамидальные кроны выглядят массивными, устойчивыми. Узкопирамидальную крону образно называют "восклицательным знаком" в саду – она акцентирует внимание на себе и прилегающем пространстве. Осматриваясь, вы обязательно остановите взгляд на такой кроне. Используйте ее, чтобы привлечь внимание к самым красивым группам, перспективам, строениям. И не злоупотребляйте "восклицательными знаками" в саду.
Плакучие кроны не только притягивают внимание, но и направляют взгляд на то, что расположено ниже. Используя растения с плакучими кронами, тщательно выбирайте место. Они подчеркивают красоту водоемов, строений, растительных композиций, размещенных под ними, привлекают в уютные уголки, обрамленные свисающими ветвями. Они так же, как и пирамидальные, создают в композиции "горячую" вертикаль, которая должна уравновешиваться – например, плоскостью водоема, горизонтально вытянутой композицией или группой растений с округлыми кронами.
Округлые кроны объединим в одну группу – в их использовании много общего. В зависимости от нюансов строения округлая крона может быть обозначена как овальная, яйцевидная или обратнояйцевидная, шаровидная, подушковидная. Но все они близки к шару – правильному или деформированному. Пожалуй, в небольшом саду они служат одним из основных средств создания пространственной структуры. На примере деревьев и кустарников с округлой кроной легче освоить такие понятия, как баланс и ритм. Подобные кроны обычно не имеют просветов, выглядят "увесистыми", создают картину наполненности и спокойствия. Желательно располагать округлые объемы равномерно – если в одной части пейзажной картины их много, а в другой значительно меньше, композиция может получиться несбалансированной. Чередование округлых крон разного размера или разной степени "сплюснутости" создает в пейзажной картине ритм, позволяя объединить протяженную композицию общей идеей.
Раскидистые, или шатровидные, кроны (иногда их называют "нерегулярными", "пейзажными") отличаются стихийным, трудно прогнозируемым развитием. Их используют, чтобы оттенить строгость геометрических форм, придать саду естественность. В зрелом возрасте раскидистые деревья и кустарники могут создавать драматические картины – их кроны обычно обладают пустотами и просветами, обнаруживающими линии ветвей, и выглядят очень живописно.
Распростертые кроны достаточно коварны. Покупая такие растения, многие не учитывают их будущего размера. Взрослый кустарник с распростертой кроной может накрыть своими ветвями площадь до 4 кв. м и даже более. Всегда сверяйтесь со справочником, выбирая определенный вид или сорт и в зависимости от этого ищите ему применение. Чаще всего это будет эффектная горизонталь на переднем плане довольно крупной композиции.