Искусство выращивания миниатюрных растений в горшках – деревьев, кустарников, трав – зародилось в Китае. В Японию оно попало позже, вместе с буддизмом, но именно здесь его довели до совершенства. Сегодня бонсай может стоить целое состояние. Потому что это не столько растение, сколько произведение искусства. Только живое, меняющееся, работа над которым никогда не кончается.
Фотогалерея бонсай
В переводе с японского слово «бонсай» означает «то, что растет на подносе». Это обычные деревья, которые при помощи особых приемов навеки остаются миниатюрными, сохраняя форму и «повадки» взрослого дерева, существующего в дикой природе. Наклон веточек, изгибы ствола не прихоть природы, а результат кропотливого труда человека. И – исполненный глубокого смысла символ, как все в Японии, где привыкли радоваться и постигать тайны Вселенной, исходя из малого. Искусство бонсай имеет глубоко философски обоснованные законы.
Праздную европейскую публику больше всего поражают размеры растения, его сходство с «настоящим». Внушает уважение и солидный возраст: чтобы вырастить бонсай, требуется не один десяток лет. Более искушенный знаток оценит гармонию формы и размера, симметрию, идеальные пропорции всех частей. Воспроизводя сцену из природы, мастер убирает все лишнее, отвлекающее от задуманного образа.
Создание бонсай преследует две основные цели: поддержание небольших размеров естественно крупного дерева и придание ему зрелости. Правил, касающихся построения, симметрии, пропорций и равновесия различных частей дерева, бесчисленное множество.
Вот основные из них:
- Идеальное соотношение между основанием ствола дерева и его высотой – 1:6.
- Расстояния между ветками и их длина уменьшаются по мере приближения к верхушке, а ширина ветки должна быть приблизительно равна половине ее длины.
- Нижняя ветвь («первая ветка») может быть повернута вправо или влево, но никогда не прямо или назад. Она должна располагаться между 1/3 и 1/2 высоты дерева и быть толще и выразительнее остальных ветвей. От ее положения зависит расположение остальных ветвей.
- Чуть выше располагается небольшая «задняя ветка», уходящая вглубь и придающая дереву пространственную глубину и перспективу. Она не смотрит строго назад, а отклоняется слегка влево или вправо и назад.
- Антипод «первой ветки» – «вторая ветка», направленная в противоположную сторону, тоже толстая и выразительная, но немного покороче.
- «Третья ветка» располагается в направлении, противоположном «второй ветке».
- Между «второй» и «третьей» ветками находится небольшая «фронтальная ветка». Ее необходимо сначала слегка отвести в сторону, соотносясь с положением нижних веток, а затем – немного вперед.
- Ветви должны отходить от ствола плавно, как бы прогибаясь под тяжестью собственного веса, а затем слегка поднимаясь. Именно так выглядят старые деревья в природе.
На первый взгляд сегодня стать бонсаистом проще простого. Огромное количество литературы, инструментов, контейнеров, аксессуаров и, наконец, самих деревьев. Красивоцветущие и усыпанные плодами, вечнозеленые и листопадные, большие (высотой 50–150 см), маленькие (10–15 см) и миниатюрные (1,5–2 см).
Прежде чем заводить дерево «на подносе», определитесь, подходит ли вам вообще такой способ проведения досуга. Выращивание миниатюрных деревьев требует времени, терпения и самоотдачи. Если чего-то из перечисленного вам не хватает, лучше поищите иное хобби.
А если решились, начинайте с литературы, из которой вы узнаете немало полезного о видовом разнообразии миниатюрных деревьев, условиях их произрастания в природе, о технике формирования и так далее. Неплохо проконсультироваться со специалистами, поговорить с бонсаистами-любителями. И, наконец, оцените свой дом: уютно ли в нем будет маленькому капризному деревцу.