Как жюри выбирало лучшие проекты для Фестиваля садов в Царицыно

Как жюри выбирало лучшие проекты для Фестиваля садов в Царицыно

 С 23 августа по 1 сентября на территории Воздушных садов в «Царицыне» пройдет фестиваль садов. О тонкостях работы жюри и сложностях выбора и специфике проекта мы побеседовали с куратором Фестиваля исторических садов Марией Рогулевой

5/5
Голосов: 1
Фестиваль садов в Царицыно 2024

Каждый год в музее-заповеднике «Царицыно» проходит Фестиваль исторических садов. Это красивый выставочный проект в сфере ландшафтного дизайна, связанный с истоками и традициями садово-паркового искусства. И вот уже второй год подряд часть садов фестиваля реализуют победители открытого конкурса среди ландшафтных дизайнеров. Все заявки соответствуют теме конкурса (в этом году они посвящены «Садам в искусстве») и соответствуют требованиям отбора, который завершился 15 июля — и строгое жюри выбрало победителей, которые представят свои работы с 23 августа по 1 сентября 2024 года на территории Воздушных садов в «Царицыне». О тонкостях и сложностях выбора и специфике проекта мы побеседовали с куратором Фестиваля исторических садов Марией Рогулевой.

Мария Рогулева: «Выставочный сад – это определенный жанр»

- Было ли сложно отбирать победителей в номинациях и почему? Какие критерии при прочих равных оказывались решающими?

Профессионально и талантливо сделанный проект видно сразу, в этом смысле сомнений обычно нет. Сложнее выбирать лучшего среди лучших. Поэтому распределение первых мест на любых творческих конкурсах – это всегда дело достаточно субъективное, это все же не прыжки в длину. Для меня решающим фактором при прочих равных было соответствие теме конкурса, теме фестиваля. Нужно сказать, что в этом году с попаданием в тему у конкурсантов все было отлично, что не может не радовать. Поэтому важно не просто попадание, важна оригинальность интерпретации темы, органичное ее переложение на садовый материал.

- Насколько, как вам показалось, участникам конкурса удалось отразить тему этого года? В чем проявились сложности, а что считывается легче?

Тема фестиваля – «Сады в искусстве» – в этом году очень богатая образами, многослойная.

Первый слой – это сад, природа, фигурирующая в произведениях художников, ведь часто мы знаем доподлинно, какой именно ландшафт изображен на картине, и уже сам этот ландшафт стал достопримечательностью, как, например, сад Клода Моне в Живерни.

Второй слой – это произведение искусства как вдохновение уже для ландшафтного дизайнера. Кто-то остановился на первом слое и постарался воссоздать этот самый вдохновивший художника уголок природы, что само по себе задача сложная, потому что это нельзя сделать буквально, а нужно все равно преобразовывать этот пейзаж в композицию фестивального сада. Но многие замахнулись и на второй смысловой слой. Это природа как идея, природа как вдохновение. Это более абстрактная задача, решенная средствами ландшафтного дизайна. Все это очень интересно и я желаю нашим участникам сил и успеха в реализации садов, жду с нетерпением открытия.

Фестиваль исторических садов в Царицыно 2023, "Вечная тема"

- Какие инструменты ландшафтного дизайна преобладают в конкурсных работах? И почему это именно они – так диктует мода, тренды, практические аспекты?

Конкурсный сад – это необычный сад. Во-первых, это квинтэссенция определенной идеи, истории, настроения. В этом смысле он насыщеннее образами, концентрированнее обычного сада, должен производить на зрителя сильное впечатление. И, конечно же, он ограничен небольшой площадью, что диктует определенные приемы.

Дизайнеры могут визуально расширять пространство, удлинять перспективу, или наоборот старательно изолировать свой сад от соседних садов, как шкатулку с секретом. Но во всех случаях жюри смотрит на биологическую совместимость растений, на биологическую достоверность композиции – например, профессиональный ландшафтный дизайнер никогда не замиксует теневыносливые и влаголюбивые многолетники с засухоустойчивыми и светолюбивыми. Дизайн должен следовать природе, а дизайнер показать знание растений.

Также большую роль играет качество материала, и далеко не каждое растение будет хорошо себя чувствовать в конкурсном саду. Высший пилотаж – создать при таких ограничениях и в кратчайшие сроки сад, про который посетители спрашивают: а это тут было всегда?

Фестиваль "Сады и мифы" в Царицыно 2023, сад "Когда цветет рожь"

- Есть ли в ландшафтном дизайне вообще понятие моды, трендов? И что сегодня актуально? Было ли это заметно в конкурсных работах?

Не нужно забывать, что ландшафтный дизайн – это часть мирового архитектурного процесса. Сейчас даже в ходу термин «дизайн среды», который отражает общность разных дизайнерских профессий – ведь все они создают среду обитания человека, от дизайна интерьера нашего дома до дизайна общественного парка или генплана целого города. Поэтому в ландшафтном дизайне, как и в современной архитектуре, могут параллельно существовать разные, и от этого не менее актуальные направления. Это может быть регулярный сад со стрижеными зелеными стенами или воссоздание заросшего луга с растрепанными травами, все зависит от задач дизайнера и уместности в архитектурном, социальном или природном контексте. И все это представлено и в наших конкурсных проектах. Конечно, экологичность, природность можно назвать универсальным трендом сейчас, и это понятно – мы все хотим сохранить биоразнообразие и дышать чистым воздухом.

Фестиваль "Сады и мифы" в Царицыно 2023, сад "Вернувшийся пейзаж"

- Насколько вообще креатив и бюджетирование при реализации проекта выставочного сада «мэтчатся»? Может ли ландшафтный художник полностью отдаться фантазии, если есть ограничения по бюджету? Или, как вариант, креатив как раз и рождается, когда есть рамки?

Не даром говорят про боязнь чистого листа – иногда полное отсутствие рамок, действительно, труднее для дизайнера, а определенные технические требования могут подсказать и художественное решение. Выставочный сад – это определенный жанр, и им тоже нужно овладеть, нужен опыт. Я сама не раз участвовала в ландшафтных конкурсах и могу сказать, что каждый выставочный проект поднимает дизайнера на новую ступень профессионализма, это как квалификационный экзамен, к которому готовишься, мобилизовав все знания и умения. Поэтому мы приглашаем дизайнеров участвовать в следующих конкурсах и не бояться пробовать себя.

VI фестиваль исторических садов в Царицыно 2023, сад "Тайный сад Третьей планеты". Вечернее освещение, фото предоставлено организатором Фестиваля

- Вы были в жюри и предыдущего конкурса — в прошлом году он проходил впервые. Есть ли в этом году какие-то качественные отличия в заявках, участниках? Как изменился/развился конкурс? 

С уверенностью могу сказать, что общий уровень проектов заметно вырос. Конкурс набирает престиж в ландшафтном сообществе – для этого всегда требуется несколько лет, но в случае Царицыно год пошел за два или больше.

- Какое место конкурс и сам Фестиваль исторических садов в Царицыне сегодня занимает в мире ландшафтных дизайнеров. Ведь существуют и другие выставочные проекты в этой отрасли, более давние в том числе. Как этот конкурс и фестиваль отличается? И чем он может быть полезен участникам (и чем радует гостей)?

Первое и главное – это проект государственного музея, причем одного из ведущих музеев Москвы, а значит, и страны. Это действительно важно и говорит о том, что ландшафтное искусство признано буквально на музейном уровне, что само по себе должно быть стандартом качества для выставочных проектов и должно со временем задавать высокие стандарты в профессии. Поскольку фестиваль, как и парк Царицыно, открыт для всех посетителей, мы можем по нему судить и об общественном интересе к ландшафтной теме – и этот интерес буквально огромен. Насколько я понимаю, это один из самых популярных проектов музея. Я надеюсь, что этот опыт захотят перенять и другие наши культурные институции, потому что интерес посетителей к ландшафтной теме растет в геометрической прогрессии.

На Фестивале исторических садов в Царицыне

Победителями отборочного конкурса этого года стали:
•  Юлия Нечаева с садом «Мастерская Гжели»,
•  Ростислав Григорьев и Ольга Скабелкина (студия Temparium) с садом «Русский код Билибина»,
•  Наталья Климова, Валентина Королева, Наталья Сорокина, Юлиана Хромова и Екатерина Шмелева с «Садом Магритта»,
•  Анастасия Добровольская с садом «Видение розы»,
•  Ксения Селева с садом «Сны далекой мельницы»,
•  Наталья Вялых с садом «Хоббит: в гостях у Бильбо»,
•  Мария Гельфанд с садом «Дети природы»,
•  Полина Нерода с композицией «Детство в саду»,
•  Диляра Дружкова, Евгения Савкина и Галина Бекетова с садом «Ностальгия»
•  и Татьяна и Андрей Собенниковы (бюро WOOD@BLOSSOM) с «Цветочным садом Густава Климта». 

Партнерские выставочные сады: Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина и Центр высокого садового искусства Imperial Garden с садом «Живерни: сад тысячи цветов» по мотивам картины Клода Моне, оркестр «Виртуозы Москвы» с садом «Времена года. Переосмысление» в честь одноименного концерта-импровизации, реализуемого с помощью ландшафной студии «Venus Design» и компании «Времена года», усадьба «Мураново» с садом «Счастливый дом» в реализации ландшафтного дизайнера Натальи Вялых, Музей МХАТ с садом «Безумный день, или суматоха закулисья» по истории «Фигаро» в реализации ландшафтных дизайнеров Марии Бадиной и Катерины Чухась, и Киностудия им. Горького с садом «Аэлита. Сад будущего» авторства ландшафтного дизайнера Натальи Климовой.

А также поучаствовать в параллельной программе: лекции, мастер-классы, экскурсии, концерты и многое другое.
Подробнее: https://tsaritsyno-museum.ru/events/special/p/vii-festival-istoricheskih-sadov/ 

Иллюстрации к материалу: Архивы пресс-службы

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

КОММЕНТАРИИ

Пока нет комментариев