1. Коронавирус - это новая, неизвестная науке инфекция?
2. Нас теперь ждут ежегодные эпидемии COVID-19 - как с гриппом?
3. ВОЗ говорит о пандемии - мы все обречены?
4. COVID-19 - это гарантированное тяжелое состояние, реанимация, искусственная вентиляция легких и гибель?
5. Почему такие меры - прекращение международного авиасообщения, запрет на массовые мероприятия и т.п.?
6. А что делать? Нужно ли носить маску, есть чеснок, принимать антибиотики для профилактики...?
7. Помогают ли противовирусные и другие безрецептурные препараты?
Генеральный директор ВОЗ на пресс-брифинге 11 марта назвал распространение коронавируса COVID-19 пандемией. Это заявление повлекло за собой новую волну спекуляций на теме коронавирусной инфекции - и, как следствие, новый виток страхов и домыслов в обществе. Все мы хотим жить долго и счастливо и желаем того же своим близким, поэтому боимся за их здоровье и готовы принимать любые меры, которые нам покажутся действенными, чтобы защититься от опасности. Но страх - плохой советчик для нас самих, зато хороший помощник тем, кто готов спекулировать на нашем страхе ради собственной выгоды. Поэтому давайте постараемся выбросить из головы панические заголовки, написанные малоосведомленными журналистами, и постараемся рассмотреть информацию из авторитетных источников. Возможно, после этого наша оценка ситуации станет более взвешенной, а действия - более разумными.
Коронавирус - это новая, неизвестная науке инфекция?
На самом деле нет. Коронавирусы известны достаточно давно и неплохо изучены, и на сегодняшний день описано около 40 вирусов из этого семейства. С точки зрения вирусологов в строении и жизненных циклах коронавирусов нет ничего из ряда вон выходящего, что драматично отличало бы их от любых других известных вирусов и позволяло говорить о каком-то совершенно новом явлении, которое доселе не наблюдалось, не исследовалось и из-за которого "ученые разводят руками и блуждают в потемках". Более того, человечество давно и тесно знакомо с этой группой вирусов и сталкивается с ними регулярно: четыре их разновидности ответственны за значительную долю сезонных респираторных заболеваний. Следует заметить, что именно коронавирусы - возбудители и атипичной пневмонии (SARS), и ближневосточного респираторного синдрома (MERS), которые уже успели серьезно напугать человечество в последнее десятилетие, но в конечном счете оказались куда менее опасными, чем им приписывалось.
Нас теперь ждут ежегодные эпидемии COVID-19 - как с гриппом?
Скорее всего нет. Специалисты считают, что COVID-19 ждет примерно такое же будущее, как уже упоминавшиеся SARS и MERS - очень велика вероятность, что после первой и самой опасной вспышки он постепенно "сойдет на нет" и продолжит свое существование в виде отдельных локальных очагов. Так, вирусолог Сергей Альховский (доктор биологических наук, заведующий лабораторией биотехнологии ФГБУ «Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н. Ф. Гамалеи») особо подчеркивает в своем интервью, что вирусам на самом деле довольно непросто закрепиться "на новом месте" - в популяции организмов, которые они ранее не поражали, поэтому вероятность, что все ограничится однократной вспышкой, весьма велика - эксперт оценивает ее в 80%. Это косвенно подтверждается поступающей из Китая информацией, что эпидемия в затронутых провинциях идет на спад.
Существует и второй вероятный сценарий - также весьма благоприятный. Он обусловлен особенностями эволюции вирусов - возбудителей заболеваний, и ему следуют очень многие известные человеку возбудители (за некоторыми исключениями). Заключается он в постепенном уменьшении вреда, наносимого организму-носителю - снижении летальности, ослаблении симптомов и пр. Дело в том, что вирусу "невыгодно" убивать хозяина, так как вместе с ним погибает и сам вирус, и его дочерние копии, не успевшие покинуть тело носителя. Во внешней среде вирусы довольно неустойчивы и не могут долго жить вне живого организма. Значительное число патогенных вирусов пошло именно по этому пути, превратившись в относительно безобидных провокаторов сезонных "простуд" и других неприятных, но не угрожающих жизни состояний.
ВОЗ говорит о пандемии - мы все обречены?
При слове "пандемия" обычному человеку рисуются ужасные картины, растиражированные художественными произведениями о европейской чуме XIV века: вымирают целые города, улицы завалены мертвыми телами, которые некому похоронить, редкие уцелевшие жители бегут в панике, разнося инфекцию туда, куда она еще не добралась... Действительно очень страшно, но на самом деле все не так, и обывательское понимание термина "пандемия" очень далеко от того смысла, который в него вкладывает медицинское экспертное сообщество. По нынешним критериям ВОЗ пандемичность заболевания определяется не по числу заболевших или умерших, а по количеству затронутых стран. Конкретное число инфицированных здесь играет лишь вторичную роль и не обязательно должно быть "катастрофическим", "огромным" - и прочие такого рода выражения, которые так любят наши СМИ.
Да, мы действительно в некоторой опасности и нам следует быть внимательными к своему здоровью и осторожными в контактах, однако апокалиптические картины миллионов смертей и обезлюдевших континентов воображать преждевременно.
COVID-19 - это гарантированное тяжелое состояние, реанимация, искусственная вентиляция легких и гибель?
Это нет так. Если критически отнестись к поступающей информации и пользоваться достоверными источниками (например, сайтом Всемирной организации здравоохранения), вырисовывается следующая картина. Летальность коронавируса действительно выше, чем у более "привычных" нам респираторных вирусных инфекций, однако ВОЗ констатирует, что большиноство заболевших (80%) переносят заболевание в легкой форме, то есть как банальное ОРВИ, а в группу риска (заметим - как и для любой другой инфекции) входят пожилые люди старше 70 лет, люди с хроническими заболеваниями, иммунодефицитными состояниями и другими серьезными проблемами здоровья. Рискуют также и те, кто вовремя не обращается за медицинской помощью, надеясь, что общее хорошее состояние здоровья гарантирует им выздоровление "без походов по врачам и глотания химии" (такая позиция, увы, очень часто свойственна российским мужчинам). Учитывая, что регулярно профилактически обследоваться у нас не принято, многие узнают о том, что они не так уж и здоровы, только в приемном отделении Института скорой помощи.
Почему такие меры - прекращение международного авиасообщения, запрет на массовые мероприятия и т.п.?
Дело в том, что ресурсы любой системы здравоохранения ограничены, поэтому при большом количестве заболевших она может просто не справиться - ведь им всем потребуется медпомощь независимо от того, насколько тяжело протекает заболевание. А это - время и силы врачей, занятые больничные койки, отложенные срочные операции, недостаток оборудования и тому подобное. Состояние российской медицины, особенно вне центральных регионов, известно всем и в дополнительных представлениях не нуждается. Допустим, в небольшом городе больница оснащена всего пятью аппаратами ИВЛ (искусственной вентиляции легких), а легочные осложнения, требующие подключения пациента к этому аппарату, возникают в 10% случаев заболевания. Итого даже 100 инфицированных станут для локальной системы здравоохранения катастрофой, так как на 5 аппаратов ИВЛ будет приходиться 10 нуждающихся в них пациентов (а на самом деле больше, так как никто не отменял других срочных случаев, не связанных с вирусными инфекциями). По сути, ограничительными мероприятиями предотвращается именно сценарий коллапса здравоохранения, который может привести к смертям. Предотвращение новых заражений - лучший способ сберечь ресурсы медицины для тех, кто уже заболел или нуждается в помощи по другим причинам.
А что делать? Нужно ли носить маску, есть чеснок, принимать антибиотики для профилактики...?
Что касается медицинских масок, которые внезапно стали дефицитным и дорогим товаром, то ВОЗ достаточно скептически относится к ним как к способу защититься от вирусной инфекции. Поэтому вряд ли стоит обивать пороги аптек в поисках масок или покупать этот копеечный товар втридорога у предприимчивых дельцов, действующих про принципу "Кому война, а кому мать родна".
Антибиотики бессильны против вирусных инфекций - это один из азов современной медицины, который почему-то повсеместно игнорируется простыми людьми и даже некоторыми врачами. Увы, как в любой профессии, в медицине тоже есть дилетанты и недоучки. Прием антибиотиков "для профилактики" - не только бесполезная, но и опасная практика, способная принести только вред.
Подробнее о масках и рекомендациях ВОЗ по профилактике заражения коронавирусом можно узнать здесь, а об опасных мифах и заблуждениях относительно лечения и профилактики - здесь.
И главное: исследования показывают, что хронический стресс подавляет иммунитет, поэтому постарайтесь сохранять спокойствие и следуйте совету профессора Преображенского: не читайте новостей натощак.
Помогают ли противовирусные и другие безрецептурные препараты?
Нет. И это также черным по белому сообщается на сайте ВОЗ. Существует ряд лекарств, применяемых только в больничных условиях, но это не противовирусная, а поддерживающая терапия. Никакие безрецептурные средства, продаваемые в аптеках, не обладают доказанной эффективностью, к тому же некоторые из них демонстрируют серьезные побочные эффекты. Не так давно у действующего вещества одного из препаратов, который позиционировался на российском рынке как противовирусное средство (и даже вошел в перечень ЖНВЛП!), было выявлено серьезное побочное действие в виде угнетения сперматогенеза у мужчин - проще говоря, есть основания полагать, что препарат может вызывать мужское бесплодие. Еще один популярный отчественный препарат, который также позиционируется как эффективный при гриппе, в своей основе имеет действующее вещество, которое до 2008 года использовалось в терапии онкологических заболеваний. Согласитесь, уже эти факты вызывают опасения, не будет ли такое "лечение" опаснее самой болезни.
Бесполезны также всевозможные безрецептурные иммуностимуляторы и иммуномодуляторы, в том числе интерфероны (и лекарственные средства, выдаваемые за них - всевозможные гомеопатические пилюли с окончанием "-ферон" в названии). Человеческий иммунитет - слишком сложная система, чтобы им можно было управлять "вручную" с помощью таблеток. Подумайте сами: если бы это было возможно в реальности, человечество давно уже победило бы очень многие заболевания, включая различные аллергии.
Нет смысла также принимать в профилактических целях большие дозы витаминов, в том числе витамина С. Исследования не обнаружили никакого значимого эффекта от его приема ни при лечении "простудных" заболеваний, ни для их профилактики. Зато образование камней в почках и угнетение функций поджелудочной железы в результате приема больших доз аскорбиновой кислоты описаны как побочные эффекты даже в инструкции к ее медицинскому применению.
А почему тогда все это советуют (а иногда и настойчиво предлагают) в аптеках и телерекламе? Вопрос, строго говоря, риторический и ответить на него каждый может себе сам, исходя из жизненного опыта и знания реалий "свободного рынка". У аптеки есть план продаж, у производителя лекарственного средства есть прямая заинтересованность в прибыли, а вот стоять на страже ваших интересов, здоровья и благополучия все упомянутые организации обязаны не более чем в той степени, которую им предписывает закон - который не запрещает продавать бесполезные (а иногда, увы, даже вредные) лекарства. Выводы делайте сами.