Для игры в лапту понадобится собственно лапта (бита), теннисный мячик и две команды с равным количеством игроков: команда "горожан" и "водящих" - минимум по четыре человека в каждой команде.
Выберите достаточно большую и ровную площадку - поле. Размеры площадки зависят от количества и возраста игроков.
Обозначьте на площадке две линии длиной 15 - 25 метров. Расстояние между линиями - 25-35 метров. За одной чертой размещается город – место, с которого игроки команды "горожан" отбивают мяч по очереди. За другой чертой кон – зона, в которую отбивающему нужно прибежать и убежать обратно. Пространство между линиями – поле, на нем находится "водящая" команда. Их задача поймать отбитый мяч и осалить им бегущего противника.
От линии города на расстоянии 5-10 метров проведите контрольную линию. За нее нельзя переступать команде водящих.
Город разделяют на 3 части по всей длине линии. Площадка подающего занимает 3 метра в ширину и находится в центре зоны города. Справа от нее "пригород", а слева - площадка очередности, место, в котором игроки команды ожидают своей очереди отбить мяч.
Начинает игру команда "горожан". Для этого мяч отбивают лаптой. Лапту нужно держать двумя руками и замах на мяч производить сверху, из-за головы. Бить по мячу сбоку, как в бейсболе, - запрещено.
Подбрасывает мяч следующий по очереди игрок.
Затем биту бросают на землю и игрок бежит к кону. Его цель - добежать и вернуться обратно в город. Цель водящих поймать мяч и осалить противника. Часто бывает так, что игрок не успевает добежать до города, в этом случае он остается на кону. До следующего броска, при котором он может перебежать обратно. Отбивающий может остаться в зоне пригорода, если мяч сразу попал в руки противника и бежать бессмысленно, так как могут осалить. Но игрок должен побежать к кону, как только будет произведен удачный бросок.
Бросок не засчитывается только в том случае, если мяч вылетел за боковую линию поля. В этом случае дают еще одну попытку. Если все же игрок не может отбить лаптой мяч, то ему разрешают бросить его рукой. Водящие могут перекидывать мяч друг другу.
Осалить бегущего можно только с поля. Если команда водящих салит бегущего, то команды меняются местами. Игра считается выигранной, если все "горожане" добежали до кона и обратно. А проиграна - в том случае, если все члены команды отбили мяч, но так и остались в зоне кона или пригорода.
Это базовые правила игры в лапту. Но если войти во вкус, их можно усложнить по собственному желанию или воспользоваться официальными правилами разработанными для соревнований.