Выставка Челси 2017
Яркое цветочное шоу в Челси – культовое событие для сотен тысяч поклонников красоты, олицетворение торжества садового искусства, дань английским традициям и образу жизни. В центре выставочной территории расположен огромный павильон, который покрывает площадь, равную двум футбольным полям. Ну а внутри... миллионы и миллионы цветов от лучших селекционеров и питомниководов Великобритании. Поодаль раскинулись сотни небольших палаток, в которых продается все, что имеет отношение к садоводству: книги, удивительные авторские скульптуры, инструменты, украшения для сада, специализированная одежда и цветочная косметика. Но, конечно, выставка в Челси – это прежде всего конкурсные сады. Ежегодно шоу представляет лучших садовых дизайнеров, чьи имена становятся открытием или очередным признанием профессионального мирового сообщества.
Прошедший год был непростым для Британии. Голосование за выход страны из Евросоюза и последовавшие за этим экономические потрясения в некоторой степени отразились и на выставке в Челси, где стоимость конкурсных садов порою доходит до нескольких миллионов фунтов стерлингов. В главной номинации «Выставочные сады» было представлено меньше садов, чем обычно, но организаторы нашли выход из сложившегося положения, видоизменив основную выставочную территорию. Была объявлена новая, внеконкурсная номинация «Сады чувств». Известные дизайнеры постарались представить, как растения могут стимулировать одно из пяти чувств человека: осязание, вкус, обоняние, зрение и слух.
Можно долго рассказывать о конкурсных садах, рассматривать детали, обсуждать посадки и тенденции садовой моды. Мы попробуем акцентировать внимание на наиболее характерных для текущего года, высоко отмеченных жюри и посетителями выставки.
Награды и победители
Главную награду шоу – «Лучший сад Челси 2017» – жюри присудило Джеймсу Бассону (James Bosson) за шоу-сад M&G. Дизайнер воссоздал фрагмент заброшенного мальтийского карьера с монолитными известняковыми блоками, неброскими травами и старыми корявыми деревьями. Вдохновение дизайнер черпал на Мальте, изучая средиземноморские растения при поддержке местного ботаника Стивена Мифсуда. Впоследствии он помог Бассону достать семена и взрослые экземпляры необходимых редких растений. Кстати, для вывоза некоторых эндемиков, например, молочая мальтийского (Euphorbia melitensis), потребовалось специальное разрешение правительства.
Многие посетители выставки восприняли сад M&G как слишком мрачный и были удивлены столь высокой оценке жюри. Споры вокруг судейства кипят в социальных сетях до сих пор, где пальму первенства по количеству восторженных отзывов занимает Крис Бердшоу (Chris Beardshaw). Его сад, выполненный для компании Morgan Stanley, отличается от победителя сочным и ярким сочетанием цветущих растений. Три зоны объединяет дорожка – начинаясь в тенистой лесной части, она проходит через дубовый павильон и заканчивается на залитой солнцем террасе.
Проектом «Разрывая землю» Эндрю Уилсон и Гэвин МакУильям (Andrew Wilson, Gavin McWilliam) показали, что будущее – за объединением. В 21 веке не должно быть барьеров на пути к прогрессу, эволюции и качественному образованию. Высокие прозрачные конструкции, имитирующие нейронные сети, связывают в единую концепцию растения, различные элементы и материалы, а водная гладь дополнительно усиливает драматический эффект и отражает это взаимодействие.
Работа Шарлотты Харрис (Charlotte Harris) – еще одна ода природной флоре, на этот раз Канады. Обширный регион, протянувшийся от Юкона до Ньюфаундленда, край бесконечных лесов, бурных рек, чистейших озер, является прибежищем многих эндемичных видов. Сад символизирует северный канадский лес со старыми, массивными соснами, ледниковыми валунами и обгоревшей древесиной. Деревянная конструкция имитирует навес, из тех что сооружают охотники и путешественники.
Британские дизайнеры Лори Четвуд и Патрик Коллинс (Laurie Chetwood, Patrick Collins) представили настоящий коллаж контрастов «Шелковый путь», вдохновленный богатой историей и культурой Чэнду, столицы древнего китайского царства Шу.«Шелковый путь» проходит по всему саду как олицетворение торговых, культурных и садоводческих традиций мастеров Чэнду. Образ навеян горными ландшафтами провинции – здесь благоухают яркие рододендроны и пионы, буйствуют пышные многолетние растения и травы. Территорию пронизывают красные лопасти, повторяя очертания горного ландшафта.
В другой конкурсной номинации – «Новаторские сады» – настоящий фурор произвела Кейт Гоулд (Kate Gould) садом «Городская жизнь» и взглядом на многоквартирные дома будущего. Несколько различных озелененных помещений, построенных на трех разных уровнях с использованием инновационных материалов и традиционной кортеновской стали, скрыты от посторонних глаз и утопают в посадках декоративных растений. Используя каждый дюйм, дизайнер показывает возможности выносливых, тропических и тенеустойчивых растений для создания привлекательной зеленой городской среды. Тем более что многоуровневые городские сады важны не только для удовольствия жителей, но и для окружающей среды в целом.
Сад Яна Прайса (Ian Price) «Ловушка для ума» выполнен при поддержке Ассоциации Ирландии по охране психического здоровья и завуалированно сообщает о перенесенных страданиях и депрессии автора. Цель проекта – помочь тем, кто испытывает аналогичные проблемы, придать им уверенность и убедить в том, что люди не одиноки. Доминирующие элементы дизайна – четыре металлические стены. Стоя снаружи, зритель чувствует себя как в ловушке, когда смотрит в центр сада. И наоборот, находясь внутри конструкции, можно увидеть целый мир сквозь окна: красивые растения, людей и жизнь, которой нужно наслаждаться. Главное – предпринять для этого усилия и не отчаиваться.
Отдельно выделим сад, вдохновленный скрупулезной и точной работой медицинских работников, занимающихся диагностикой и лечением рака молочной железы. Рут Уиллмотт (Ruth Willmott) «Через микроскоп» показывает будущее, в котором все клетки (слайд в дальней части сада), просматриваемые через микроскоп (три вертикальных круга), будут здоровы. При своевременной диагностике заболевание можно победить.
В номинации «Природные сады» победа досталась Грэму Бодлю (Graham Bodle), который превратил заброшенное промышленное пространство в открытую площадку с насаждениями хвойных пород и пышной растительностью. Внушительный причал, традиционный для Северной Англии, включает разводной мост, кран с кронштейном и палубную зону, в которой можно отдохнуть от суеты.
Среди обладателей золотых медалей стоит отметить завсегдатая выставки – Казуюки Ишихара (Kazuyuki Ishihara). На этот раз японский дизайнер создал водный сад с обилием мха и камня, водопадом и красивым бассейном, множеством кленов и хвойных бонсай. Прообразом стала резиденция японских императоров в Киото – Госё – их сад априори не мог быть атакован и, следовательно, не был окружен рвом или оградой. Проект олицетворяет японское представление о красоте и уважительное отношение к истории.
Золотой медалью жюри отметило работу доктора Кэтрин Макдональд (Dr Catherine MacDonald). Вдохновившись рассказами о замечательных аптекарях начала 17 века и новаторским подходом к дистилляции, она устроила под открытым небом настоящую лабораторию. Дубовые тяжелые скамьи с медной отделкой выполнены как бы на стыке эпох, тщательно подобранные растения демонстрируют единство времен.
Медная скульптура символизирует 350-летнюю историю эволюции от рецептурной книги до готовой бутыли, которая подтолкнула основателя компании Seedlip к разработке первого в мире дистиллированного «безалкогольного джина».