Но огород – это часть целого, часть сада. И построение красивой сбалансированной композиции, независимо от того, что здесь растет – цветы, овощи или деревья, происходит по одним и тем же законам. Наше зрительное восприятие не меняется, когда мы переходим из одного уголка сада в другой. Везде действуют одинаковые правила пропорций и сомасштабности, колористики и стилистики.
На участке, отведенном под овощи и травы, можно также работать с видовыми точками и акцентами, выстраивать единство и взаимоподчинение отдельных элементов относительно друг друга.
Кто-то возразит, сказав, что сад гораздо богаче по наполнению: здесь вода и малая архитектура, рельеф и пейзажные картины, цветущие и декоративнолистные растения. Берусь доказать: все то же самое есть и на огороде.
Видовые точки
Начнем с самого простого: со скамейки. Скажите, разве не хочется, наработавшись на огороде, присесть и полюбоваться плодами рук своих (в буквальном смысле слова)? Конечно, хочется, и свидетельства тому – скамейки у грядок, без которых редко кто обходится. Скромная скамейка становится видовой точкой. А если есть видовая точка, то должна быть и картина, на которую мы смотрим. Может быть, словосочетание "пейзажная картина" применительно к огороду звучит несколько странно, но это устоявшийся термин, использующийся в ландшафтной архитектуре. Он обозначает именно тот вид, который попадает в поле зрения с той или иной видовой точки.
То есть с этой самой лавочки должен открываться вид не на убогий соседский курятник или кучу мусора, а именно на композицию, элементами которой будут выращиваемые нами овощи, малые архитектурные формы и вспомогательные элементы композиции.
Малые архитектурные формы
О каких малых архитектурных формах на огороде может идти речь? Скульптура, фонтаны, подпорные стенки? Почему нет, главное, чтобы они вписывались в нашу "огородную эстетику".
Бочки с водой (металлические и деревянные, вкопанные и стоящие, большие и малые) – чем не водоемы, которые могут быть очень интересно оформлены? А огородное пугало – разве не скульптура? И это несомненный акцент композиции, выполняющий вполне конкретную роль. А опоры для вьющихся овощей? А приподнятые грядки, сами короба и оформление их стенок?.. Даже компостная куча. Очень часто ее пытаются стыдливо спрятать. Это неудивительно, когда речь идет о мусорной куче, в которую сваливают и сливают все отходы. Но ведь это не компост. Правильно приготовленный компост, во-первых, не источает неприятных запахов, во-вторых, сама компостница может выглядеть вполне симпатично. Как и хозяйственная зона со складированными на ней дровами, удобрениями, инструментами, инвентарем.
Стильный огород
И вот тут встают вопросы стилистики. Привычнее всего на огороде стиль деревенский – украинское или южнорусское кантри: плетни, деревянные колеса, кринки, подсолнухи, мальвы.
Но можно стилизовать и огород средней полосы или Cеверной России. И тогда будут выбраны и другие заборы (бревна, вбитые в землю, к которым приделаны необработанные кривые доски типа "горбыль"), и другие скамьи, и более сдержанная палитра цветущих растений между овощами.
Можно устроить английский или французский огород. В английском появятся эффектная чугунная колонка, которой будет задекорирован водопроводный кран, деревянные опоры-пирамиды для вьющихся, а конек теплицы увенчает традиционный, выкрашенный в белый цвет, гребень, имитирующий лист чертополоха. Во французском найдут достойное соседство овощи с цветочными растениями, скамейки могут стать коваными, а рядом с ними появятся контейнеры с лавандой и розмарином.
А может, кого-то потянет на экзотику и он создаст огород японского крестьянина. На сооружение опор пойдет бамбук, скамья будет из большого цельного грубо обработанного ствола, а пугало и вовсе может стать традиционным японским шиши-одоши (оленье пугало), в котором бамбуковый побег стучит о камень под воздействием льющейся воды. И все это будут вполне функциональные огороды с редькой и салатом, ажурным укропом и кудрявой петрушкой, но решенные в конкретном стиле.