Существенный минус твердотопливных котлов, работающих на дровах или угле, – необходимость их постоянного обслуживания. Немногим домовладельцам захочется нанимать истопника или тем более становиться кочегаром самим. К тому же КПД традиционных твердотопливных котлов не слишком высок.
Пеллеты, которые с успехом используют в Европе, для нашей страны относительно новое твердое топливо. Их легкость и сыпучесть позволили автоматизировать загрузку топлива, сведя участие человека в обслуживании к минимуму.
Конструкция любого пеллетного котла определена основными узлами: горелкой, бункером и шнековым механизмом, предназначенным для подачи топлива из бункера в горелку.
Типы горелок
Объемная горелка обладает высоким КПД (95–97%). Стальная или чугунная, она встраивается непосредственно в топку котла. Розжиг происходит либо автоматически (электровентилятор подает струю раскаленного воздуха), либо вручную – спичками и жидкостью для розжига. Через отверстия горелки вентилятором подается свежий воздух для горения. Как только заданная температура будет достигнута, воздушная заслонка автоматически перекрывается, работа вентилятора и подача топлива прекращаются. При падении температуры в системе отопления котел снова "оживает".
Факельная горелка (КПД 90–91%) проста в исполнении и надежна в эксплуатации. Компактные размеры позволяют установить ее во многие котлы с небольшими топочными камерами (при переналадке котлов на отопление пеллетами). Минусы: меньшая мощность и направленность пламени – происходит локальный нагрев котла. Зато факельную горелку легко заменить в случае перехода на другой вид топлива.
Винт Архимеда
Шнековый механизм с электродвигателем обеспечивает своевременную подачу топлива в горелку. В некоторых моделях котлов в целях пожаробезопасности автоматика дополнительно отслеживает температуру кожуха шнека и в случае ее превышения либо отключает подачу топлива и нагнетательный вентилятор, либо подает воду в механизм шнека, локализуя очаг возгорания. С той же целью между подающим шнеком и горелкой устанавливается плавкий шланг, предотвращающий обратную тягу огня в бункер.
Длина жесткого шнека, как правило, не превышает 1,5–2 метров, иначе при подаче топлива образуется большое количество опилок, которые потом придется вычищать. В некоторых моделях котлов и горелок используется гибкий механизм подачи. Самое главное при такой конструкции, чтобы углы и повороты не создавали дополнительного сопротивления. В изготовлении механизм гибкого шнека сложнее, но он способен преодолевать расстояния до 12 метров и поворачиваться на угол до 45° (один раз).
Бункер
От объема бункера напрямую зависит время автономной работы котла. Есть два варианта увеличить автономность: предусмотреть автоматическую подачу пеллет из хранилища в бункер (дополнительный шнековый механизм) или пустить пеллеты к горелке непосредственно из хранилища.
В качестве бункера можно использовать и упаковку биг-бэг (big-bag), подвешенную на специальные штативы. Это позволяет сразу после поставки топлива загрузить котел и решить вопрос с местом для хранения пеллет. Вот только одному с данной операцией, учитывая габариты и вес упаковки, справиться нелегко.
Стоимость
Пеллетные котлы дороже своих газовых и дизельных собратьев. А вот пеллеты на сегодняшний день являются одним из самых экономичных энергоносителей (даже принимая в расчет стоимость доставки). Средства, затраченные на приобретение пеллетного котла, компенсируются уже через 3–5 лет эксплуатации за счет меньшей стоимости топлива.
Если к этому прибавить экологичность пеллет, отсутствие запаха солярки и продуктов сгорания, оседающих на вашем и соседних участках, это будет дополнительным плюсом в пользу пеллетного котла.
1 - штатный бункер для пеллет
2 - внешний шнек для подачи пеллет
3 - электродвигатель шнека
4 - пеллетная горелка
5 - гибкий плавкий шланг
6 - котел
Важная информация
- Пеллетные котлы - энергозависимые, поэтому перед приобретением нужно подсчитать суммарную мощность всех электроустройств. Чтобы поддержать работоспособность котла в аварийных ситуациях, нужны источники бесперебойного питания или электрогенераторы.
- Дымоход для пеллетного котла должен быть из нержавеющий стали и с возможностью отвода конденсата. Не стоит экономить на его высоте. В некоторых котлах реализована функция автоматической очистки дымохода.
- Зола из котла может удаляться автоматически с помощью зольного шнека или вручную (совком).
- Главное требование к хранилищу пеллет – хорошая гидроизоляция. Гранулы очень гигроскопичны, поэтому необходимо исключить любой контакт с влагой.
Пеллеты, или топливные гранулы, появились в 1947 году. Продукты сгорания пеллет близки по составу к продуктам сгорания природного газа, с минимальным содержанием CO?, и 1–2% (от общего объема) образованием золы, которую можно использовать в качестве удобрения (в отличие от шлака при сжигании угля он требует специальной утилизации). При производстве пеллет сырье (стружки, опилки, щепа, кора, лузга) поступает в дробилку, где перемалывается в муку. Полученная масса просушивается и под давлением в 300 атмосфер прессуется в гранулы, при этом повышается температура, и содержащийся в древесине лигнин размягчается, склеивая частицы между собой. На производство одной тонны гранул уходит 4–5 кубометров древесных отходов. Готовое топливо фасуют в мешки по 10, 25 кг или в упаковку биг-бэг (big-bag) – полипропиленовые мешки емкостью от 500 до 1500 кг (0,7–2 куб. м). Существуют также варианты доставки топлива с помощью автоцистерн, оснащенных пневмонасосом для закачивания пеллет непосредственно в емкость для хранения, но в нашей стране это редкость.