Законы цвета
Специалистами установлено, что из всех факторов, воздействующих на эмоциональное состояние человека (цвет, запах, звук), именно цвет имеет наибольшее значение.
Цвета делятся на теплые (желто-красная гамма) и холодные (фиолетово-голубая). Теплые приближают и увеличивают предмет, холодные уменьшают и отдаляют.
Красные цвета жизнерадостны. Под прямыми солнечными лучами яркие оттенки слепят глаза, отчего красные предметы могут казаться плоскими. Зато в пасмурную погоду они смотрятся выразительно: умеренно яркий, рассеянный свет выявляет объем и текстуру лепестков, приглушает оттенки фона. Красные однолетники особенно хороши для регионов с пасмурным летом
Насыщенный солнечный цвет желтых оттенков притягивает внимание. Оранжевый и нежно-лимонный осветят самый темный уголок сада, но могут затмить соседей по цветнику.
Сине-голубая группа сделает сад изысканным и романтичным, а цветнику придаст глубину.
Белый тоже очень романтичный цвет. Он поможет связать не слишком совместимые оттенки, сделает цветник легким. Особенно хороши белые цветы в тени, в вечернем сумраке и даже ночью.
Цветы темных оттенков вечером раньше других становятся невидимыми – не сажайте их напротив балкона, на котором вы любите проводить вечера, лучше всего там будут смотреться белые и душистые растения.
В цветнике можно сыграть и на окраске листьев. Серебристый и серый, желтый и бордовый, фиолетовый и лимонный – выбор огромный.
Цветовые сочетания действуют на психику и ощущения человека по-разному. В восприятии цвета очень много субъективного. Считается, что людям темпераментным и раздражительным больше подходят цветники, выполненные в сине-фиолетовой гамме, а вот робким и застенчивым лучше выбирать желтые и оранжевые тона.
Правила работы с цветом
Цветовое воздействие зависит от игры света и тени, а также от структуры поверхности цветков и листьев. Блестящие поверхности отражают свет и кажутся более светлыми, светящимися, матовые – поглощают свет и кажутся более темными. Для визуального увеличения небольших участков нужно использовать ограниченное количество цветов и избегать контрастов.
Синие тона на дальнем плане оптически увеличивают сад. На переднем плане высаживают растения желтых и красных тонов, чтобы оптически приблизить дальний план.
Чем интенсивнее и разнообразнее передний план цветника, тем спокойнее должен быть задний и естественнее обрамление.
Чем больше доля зеленого цвета, тем с большим числом тонов и цветов, в том числе и контрастных, он может комбинироваться (чем больше на участке газона и древесных посадок, тем больше может быть ярких цветников).
Чем больше цветовых тонов вы используете и чем они интенсивнее, тем больше должна быть доля нейтральных цветов (например, белого, серого, серебристо-зеленого, голубовато-зеленого, золотисто-зеленого).
Рекомендуется преобладание голубых, белых и розовых тонов – они менее насыщенны и служат хорошим фоном.
Насыщенные тона – красный, желтый, оранжевый – выигрывают в небольших группах и, как правило, составляют небольшую часть от общей массы растений.
Контрастные сочетания цветов холодной и теплой гаммы, например, ярко-желтых и красных с синими или малиновый с оранжевым, создают в саду цветовое пятно необычайной силы и яркости – достаточно не более одной такой композиции.
Цветочный круг
Существует большое количество различных колористических систем, позволяющих определить сочетающиеся между собой цвета. Простейшей такой системой является цветовой круг, разделенный на восемь частей и включающий семь основных цветов спектра плюс пурпурный, полученный при смешении красного и фиолетового. В разных цветовых системах круг может быть разделен на 10, 12, 18, 24 и более частей. Принципиальной разницы между этими кругами нет, они отличаются только разной степенью детализации оттенков одного цвета.
Монохромный цветник (с преобладанием одного цветового тона) включает, как правило, растения, отличающиеся по светлоте и насыщенности (для таких цветников подходят в основном пастельные, неброские тона – розовый, сиреневый, белый, золотистый).
Сочетание двух цветов дает наибольший эффект, если используются цвета, соседствующие друг с другом на цветовом круге (красный – оранжевый, синий – фиолетовый) или находящиеся в интервале 120–180° (оранжевый – синий, красный – голубой). Если выбранные цвета сильно отличаются по насыщенности (например, светлый насыщенный желтый и темный ненасыщенный фиолетовый), можно сочетать данные цвета с помощью соотношения площадей: насыщенный тон должен занимать меньшую площадь, а ненасыщенный (в данном случае фиолетовый) – большую.
Трехцветный миксбордер можно создать двумя способами. Первый – выбрать цвета, которые в цветовом круге расположены через 120°, то есть через равные промежутки (красный-желтый-синий). Второй – выбрать доминирующий цвет, а два других будут расположены в интервале 30–60° от цвета, контрастного доминирующему (например, доминирующий цвет – фиолетовый, контрастный ему – желтый, а в интервале 30–60° от желтого находятся оранжевый и зеленый).
Можно подобрать три цвета и в пределах малого интервала (90°) цветового круга (например, фиолетовый, красный и пурпурный или голубой, синий и фиолетовый).
Многоцветный миксбордер тоже можно создать двумя способами. Первый – выбрать контрастирующие цвета, расположенные таким образом, чтобы величина угла между ними составляла 30–60° (например, синий – фиолетовый и желтый – оранжевый). Второй – использовать один доминирующий цвет, дополнительный к нему по цветовому кругу, и два цвета, примыкающие к дополнительному, которые расположены в интервале 30–60° от него (например, синий – оранжевый с желтым и красным).