Рассказ о садово-парковых стилях, выдержанный в традициях академической школы, непременно включил бы в себя восторженные описания причудливых итальянских вилл, величественных французских "версалей", загадочных японских садов и живописных английских пейзажных парков. Для полноты картины необходимо было бы упомянуть жизнерадостные голландские сады, аскетичные монастырские и роскошные мавританские "парадизы". И завершить тему подробным анализом русского усадебного стиля "от царя Гороха" до сегодняшних дней. Мы же пока ограничимся небольшой ретроспективой современных садов, которая дает вполне обстоятельное представление о "старых" садовых стилях, "перепетых" сегодня на новый лад.
В начале о классических регулярных композициях, то есть о садах, планы которых основаны на геометрических фигурах, явной или иллюзорной симметрии, стрижке и формировке растений. Источником вдохновения для архитекторов прошлого и современных дизайнеров послужили величественные руины римских вилл. Современные внутренние дворики, окаймленные колоннадой-перистилем с квадратными и прямоугольными грядами и растущими на них пряными и декоративными травами, терракотовые вазы с цветами и стриженые кустарники воскрешают давно исчезнувшие образы римских садов. Возврат к простоте и живописности в сочетании с классической архитектурой малых форм воссоздает атмосферу античности.
Не обойдены вниманием современных ландшафтных дизайнеров и средневековые сады, выращиваемые когда-то в простенках укрепленных замков и монастырей. Особенность этих небольших по размеру композиций - их закрытость от окружающего мира высокими глухими стенами (не потому ли они так популярны сегодня у нас?) и крестообразные дорожки, пересекающиеся в центре сада. Закрытость монастырского сада не случайна. Она символизирует недоступность библейского рая, а крестообразные дорожки - четыре источника, текущие от райского древа жизни. Аккуратность и простота монастырских садов в современном исполнении выражается в строгих линиях газонов и гряд с растениями. Ее подчеркивают стрижеными деревцами с округлыми кронами, "старинными" дорожками из природного камня, увитыми виноградом беседками и лаконичными водоемами. Это очень уютные и камерные сады. И у измученного цивилизацией человека здесь возникает совершенно особый медитативный настрой.
Никогда не теряли и не потеряют своих поклонников причудливые итальянские сады с "водными спектаклями" из фонтанов, динамичных скульптур, сказочных гротов. Хотя стоят такие затеи немало и создать их непросто. Но ведь главное в садовом искусстве - не повторить образец, а воссоздать дух. Что такое итальянский сад? Это целый мир с его тайнами и загадками: бликами воды, темной зеленью, полумраком гротов, сказочной причудливостью малых архитектурных форм, перепадами рельефа, протяженными аллеями и меняющимися ракурсами сада.
Вершина развития регулярного стиля - французский сад. Его основная идея - жизнь как нескончаемый праздник, а сад - тот же праздник, но под открытым небом и на благоухающих цветочными ароматами коврах-партерах. Торжественность парадного приема передается масштабностью и красочностью композиции. Особенность сада - зеленые кабинеты-боскеты, каждый со своим внутренним устройством. Это может быть садовый театр с травяной сценой, детский городок или секретный сад. Одновременно с такой садовой расточительностью, игривостью и праздностью в саду присутствуют строгость и отточенность линий. Этот контраст в переводе с языка ландшафтной архитектуры звучит как "играй, да не заигрывайся".
Особенно популярны в последнее время стали сады исламского, или мавританского, стиля. Сам принц Уэльский, тонкий ценитель прекрасного, несколько лет назад представил на суд публики патронируемый им сад в восточном стиле. Восьмигранные бассейны с отделкой цветной мозаикой, крестообразные дорожки и канавки с ласково журчащей водой, шелковые шатры на коврах из душистых растений передают атмосферу "Тысячи и одной ночи".
Японские и китайские сады отличаются непринужденностью планировки, поэтому они никогда не бывают похожими один на другой. Здесь интуиция и чувства - главный критерий творчества. Этот очень популярный сегодня стиль позволяет полностью погрузиться в творчество, не останавливаясь на достигнутом, а получая удовольствие от самого процесса созидания. В растительном оформлении этих садов предпочтителен зеленый цвет в миллионах его оттенков, среди цветов выбирают лучшие из лучших, а в оформлении используют природные объекты - камни, дерево, гальку, песок, вместо привычных европейцам садовых скульптур. Бегущая вода или ее имитация наполняют жизнью картины сада. Этим садам не нужно "осовременивание", так как они - плод разума, а он изменчив и пластичен, как сама природа.
Английский пейзажный стиль, начавший завоевывать Европу с XVIII века, и сегодня не сдает позиций. Но сегодня мы видим природу не так и не такой, как скажем, английский художник викторианской эпохи. Современный этап развития английского сада можно назвать "эрой сорняков", если иметь в виду растения, в прошлом населявшие выгоны и канавы, а сейчас красующиеся на обложках садовых каталогов. Но разве откажешь в природной грации льнянкам и василькам, злакам и посконникам? Так почему бы им не украсить наши лужайки?