Некогда Петр I распорядился разместить в своей летней резиденции коллекцию из нескольких сотен античных статуй – подлинников и копий. Таким образом монарх надеялся повысить культурный уровень придворных, с трудом покидавших уютное средневековье. Сегодня публика, гуляющая в Летнем саду, получает не столько интеллектуальное, сколько эстетическое удовольствие. Ведь статуи – это очень красиво. А посему главный повод для установки садовых скульптур – украшение территории.
Сегодня скульптуры получили право свободно "разгуливать" по всей территории сада. Их можно встретить практически везде: на опушках, лужайках и даже в укромных уголках. Уже никого не удивляет, когда статуи сидят на садовых скамейках, к ним можно подойти, сфотографироваться на память, посидеть рядом. Между тем, раньше расположение и назначение садовых скульптур было достаточно четко регламентировано.
Прежде памятники (стелы, обелиски и пр.) устанавливались в честь закладки садов – это очень традиционный для ландшафтных европейских парков прием. Разумеется, не только создание парка является достойным скульптурного увековечивания событием. В исторических парках скульптурные композиции, стелы, памятные колонны сооружались чаще всего в честь громких побед. Вспомним петергофский Большой каскад, где у подножия дворца Самсон раздирает пасть льву. Самсон символизирует Россию, лев – Швецию, вся композиция – победу в Северной войне. Часто в исторических парках можно встретить символическое надгробие с именем усопшего владельца поместья (похороненного, естественного, в другом месте), а то и надгробное сооружение над прахом любимой собачки (египетская пирамида в Царском Селе).
Садовые скульптуры, как правило, устанавливались на возвышениях: естественных, а порой и специально насыпанных холмах и верхних отметках рельефа или постаментах (каменных, кирпичных, бетонных). Очень часто скульптуры выстраиваются вдоль дорог – обычно прямолинейных аллей. Вспомним Летний сад, где ритм античных статуй гармонирует с ритмом посаженных деревьев, а те, в свою очередь, служат прекрасным фоном для героев, наяд и богинь.
Во многих исторических парках скульптуры украшают собой парадную часть сада перед входом в дом или дворец, услаждают взор людей, сидящих на скамейках вокруг площадок отдыха, радуют утомленных прогулкой путников на скрещенье дорог (в Павловском парке на перекрестье 12 дорожек расположился, например, Аполлон в окружении муз).
Для регулярных парков характерны фонтаны со скульптурными композициями (Нептун в Верхнем парке Петергофа), для ландшафтных – малые архитектурные формы на берегу водоемов. Очень часто можно встретить скульптуры на мысу или на крошечном острове посреди водоема (ростральная колонна Царскосельского парка в честь победы в русско-турецкой войне расположена посреди Большого пруда, который символизирует собой овеянное победами Черное море).