Но времена меняются, и в начале ХХ века скульпторы принялись высекать свои творения преимущественно из гранита. Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли. Просто этот камень не выносит современной экологии и под воздействием окружающей среды неуклонно разрушается, как греческий Акрополь (впрочем, его скульптуры давно уже не томятся под открытым небом, мирно почивая в Британском и прочих музеях).
Современная городская и парковая скульптура чаще всего высечена из гранита или же отлита из металла – в основном бронзы или других стойких к коррозии сплавов. Для русско-советских парков традиционны деревянные скульптуры во главе с национальным символом – косолапым мишкой. С известной натяжкой можно отнести к скульптурам керамических гномиков, пластиковых овечек и прочих сомнительного качества садовых существ. Специалисты предпочитают использовать термин "обманки".
Скульптура благородна, стационарна. Растиражированные садовые украшения подходят под определение "китч" с той же легкостью, с какой переносятся с места на место. Хотя, конечно, все имеет право на существование: лишь бы присутствовали мера и вкус. У основания трехэтажного особняка с гранитным цоколем подобные европейские "украшения" могут смотреться не просто смешно – неприлично!
Впрочем, по большому счету скульптуры можно делать из чего угодно. Снежная баба, песчаные замки, изысканные ледяные композиции – чем не садовая скульптура с малым сроком хранения? Прошлым летом достопримечательностью Мельбурна стала пятиметровая скульптура из травы, созданная в городском парке. Только вот до устремленья в вечность этим творениям рук человеческих далеко: живут они до первого ветра, солнышка или заморозков.