На портале "Активный гражданин" открыто голосование за лучший сад фестиваля в Царицыно

На портале "Активный гражданин" открыто голосование за лучший сад фестиваля в Царицыно

Выбрать лучшие исторические сады ландшафтного фестиваля, который проходит с 23 августа по 1 сентября 2024 года в музее-заповеднике «Царицыно», можно на проекте "Активный гражданин"

5/5
Голосов: 1
Царицыно 2024

На проекте «Активный гражданин» впервые проходит голосование за лучшие конкурсные проекты седьмого фестиваля исторических садов в музее-заповеднике «Царицыно», который проходит с 23 августа по 1 сентября. Тема фестиваля в этом году — «Сады в искусстве». 10 лучших конкурсных работ посвящены самым разным шедеврам: вариациям на тему народных промыслов, популярным фантастическим фильмам, живописи, поэзии, театру, балету, сказкам и фантазийным мотивам.

Участники смогут отдать свой голос за три ландшафтных проекта из 10 лучших, отобранных ранее экспертным жюри открытого конкурса.

Сад "Дети природы, Цари Земли" (Василий Басманов, Мария Гельфанд, Сергей Гунькин)

Сады фестиваля

История икусства гжельской росписи насчитывает вот уже почти 800 лет. Отметим сложную геометрию на небольшом выставочном пространстве, красивый цвет растений в тон к мафам. Керамику на своеобразных стеллажах, изобретательные скамейки, эффектную ограду, небольшой гончарный круг и узоры цветников в известной сине-белой гамме можно увидеть в ландшафтном проекте «Мастерская гжели» Юлии Нечаевой.

Мастерская Гжели (Юлия Нечаева)

В этом саду очень достойно соединились ботаническая стилизация знаменитых на весь мир мастеров и ландшафтный дизайн. 

Вот, что рассказывает Юлия Нечаева у себя в соцсетях о том, как создавался сад "Мастерская Гжели":

- Ботаническая стилизация - визитная карточка многих стилей гончарного искусства. Что же интересного есть в нашей мастерской? Первый этап работы - выбор нужной глины. Лучшие работы делают из серо-белой, в саду ее символизирует белая отсыпка. Следом на гончарном круге создается форма, обжигается, и покрытая специальным составом, попадает в руки художников. Скамейки для мастеров выкрашены в синий цвет и стоят на опорах, украшенных изразцами. Здесь начинается искусство Гжели: природные мотивы наносят на изделия в том самом кобальтовом цвете.

- В этом выставочном саду много деталей и элементов, отсылающих к классическим узорам. Например, расставлены стики с шарами - собирательным образом расписных фигурок. Их я делала до 6 утра в стиле декупаж, а потом уже на фестивальной площадке покрывала специальным лаком. Гончарный круг под старину и плитка, выложенная в основании садовых скамееек... Невозможно не заметить и 9 ваз, символизирующих разные стадии производства и показывающих, как рождается Гжель.

- Отдельно назову растения, с помощью которых создавалась знаменитая гжельская гамма:

  • Береза повислая
  • Сосна обыкновенная Watereri
  • Облепиха крушиновидная
  • Анемона японская Honorine Jobert
  • Полынь Шмидта
  • Тысячелистник Птармика
  • Агастахе гибридный Black Adder
  • Астра кустарниковая Lady In Blue
  • Вероникастурм виргинский Album
  • Колосняк песчаный
  • Медуница сахарная Mrs Moon
  • Щучка дернистая
  • Перовския лебедолистная
  • Иссоп лекарственный (синяя форма)

Создатели работы «Русский код Билибина» (Ростислав Григорьев и Ольга Скабелкина) вдохновились известными иллюстрациями Ивана Билибина к произведению «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и Сером Волке». Образы русской старины, знакомые нам по иллюстрациям к сказкам, здесь очень достоверно воплощены в природном стиле посадок.

Русский код Билибина (Студия Temparium: Ростислав Григорьев, Ольга Скабелкина)

Сад буквально повторяет фрагмент русского леса – местами душевного, местами непроходимого. Геопластика подчеркивает его живописность и ярусность, логичность расположения затейливого водоема. Яркие красные акценты вспыхивают ягодами рябины, земляники, цветущими корзинками тысячелистников. Малыши увлеченно обнаруживают шляпки сказочных мухоморов и спрашивают, что это за такие деревянные столбы с колокольчиками.

Проект «Сад Магритта» отсылает к картинам великого бельгийского сюрреалиста Рене Магритта, поэтому авторам пришлось изрядно потрудиться с объемами и пропорциями, двойниками в "фирменных" котелках, повторяющимися элементами, отражениями, сквозной яблочной темой и отсутствием динамики, свойственной позднему стилю Магритта.

Сад Магритта (Анастасия Аринина, Наталья Климова, Валентина Королёва, Наталья Сорокина, Юлиана Хромова)

Реалистичные предметы в необычном контексте, выверенность творческих решений и блестящее исполнение приковывают внимание гостей к этому саду, как в свое время полотно художника "Сын человеческий". 

Анастасия Добровольская в саду «Видение розы» вспоминает одноактный балет Михаила Фокина на музыку Карла Марии фон Вебера «Приглашение к танцу», поставленному по мотивам одноименного стихотворения Теофиля Готье: "Взгляни, я только призрак розы, что приколола ты на бал". 

Видение розы (Анастасия Добровольская, Калининград)

Костюмы и декорации к постановке делал Леон Бакст, танцевали незабвенные Вацлав Нижинский и Тамара Красавина. Композиционное решение сада подсказано творчеством венгерского художника и фотографа Ласло Мохой-Надя (Am 7, 1926 год), крупнейшего авангардиста начала ХХ века.

"Сны далекой мельницы" (На фото автора сада, Ксения Селева, архив пресс службы)

Ностальгию по саду, созданному в парижском предместье клоуном-лицедеем Вячеславом Полуниным, передает проект Ксении Селевой «Сны далекой мельницы».

"Сны далекой мельницы" (На фото гостья автора сада)

Как и знаменитый сад-театр Желтая Мельница, его фестивальное прочтение приглашает гулять и загадывать желания, экспериментируя со своим воображением: спать под открытым небом на белоснежной постели, смотреть на люстру, появляющуюся будто с небес, сдувать с ладоней перья из боа прелестной клоунессы.

Авторы работы «Хоббит: в гостях у Бильбо» — специалисты ландшафтной студии KJ Group — воссоздают пейзажи известных книг Джона Рональда Руэла Толкина.

Хоббит: в гостях у Бильбо (Наталья Вялых)

Маленькая ожившая новозеландская деревенька Хоббитон получилась у Натальи Вялых благодаря очень узнаваемой уютной норе с живой "зеленой" крышей, спрятанной среди трав и цветов. Живописные плавные линии посадок, журчание ручейка и приятная сказочная атмосфера очень понравятся поклонникам этой саги.

Не часто встретишь в выставочных садах все актуальные фишки на одной площадке. Очень радует четкий геометризм, точные пропорции золотого сечения, лаконичный актуальный выбор главных трендовых цветов: белого, черного и зеленого, сочетание естественной природной мягкости и прямолинейных урбанистических конструкций в саду «Дети природы» Василия Басманова, Марии Гельфанд и Сергея Гунькина. Проект и реализация практически на 100% совпали, поэтому желающие увидеть его воплощение будут очень довольны.

Проект сада "Дети природы", Фестиваль в Царицыно 2024 (архив пресс службы)

Каждый зритель обнаружит свои отсылки к знаменитым работам мастеров, мы сошлись во мнении с куратором фестиваля Марией Рогулевой, что тут считываются Дом Куручета и Вилла Савой гениального архитектора Ле Корбузье. Поcле теплого общения с авторами сада хочется пожелать им развить концепцию дальше и сделать общественно-значимый проект, добавив водные элементы и решения по рециркуляции дождевой воды. Такой сад нужен паркам и городу!

Дети природы, Цари Земли (Василий Басманов, Мария Гельфанд, Сергей Гунькин)

Следующий малый сад «Детство в саду» воссоздает образы картины Джона Сингера Сарджента «Гвоздика, лилия, лилия, роза».

Детство в саду (Полина Нерода, Компания Marks Group, Компания Zelenika)

Растений в нем немного, но общий замысел поддержан с помощью воздушных проволочных шаров, белых круглых уличных светильников и шарообразных крон цветущих кустарников (спиреи и гортензии), пуфа для отдыха и каменистой дорожки. По цветовому решению авторы постарались приблизиться к чистому и простому детскому восприятию жизни. 

Сад «Ностальгия» навеян творчеством художницы-авангардистки Наталии Гончаровой и ее картиной «Композиция с деревьями» (Composition aux arbes, 1916-1920).

Ностальгия (Галина Бекетова, Диляра Дружкова, Евгения Савкина)

Диковинные цветы, деревья, птицы – это традиционные элементы, с помощью которых в те времена разрисовывали деревенские заборы и украшали палисадники. Художница миксует  экзотические растения и родные мотивы, переносясь мыслями из эмиграции к дому. Впечатления детства Гончаровой, проведенного в деревне, романтика сельского образа жизни и сходство с элементами картины блестяще переданы авторами этого сада.

Проект «Цветочный сад Густава Климта» посвящен творчеству знаменитого австрийского живописца, который использовал на пленере картон с вырезанным окошком в качестве видоискателя, чтобы подбирать максимально эффектные виды. Как мы помним, одноименное полотно живописца пестрым ковром покрыто садовыми цинниями, маргаритками, маками и розами. Оно очень плотное и статичное. Именно так выглядели на рубеже веков сады, устроенные на английский манер, в модных загородных домах. 

Цветочный сад Густава Климта (Андрей Собенников, Татьяна Собенникова)

На фестивале получились гораздо более воздушные и легкие композиции из эхинацеи и злаков. Деревянные арки символизируют тот самый видоискатель, но больше с Климтом никакого сходства не обнаруживается. Правда, к концу первого фестивального дня в саду установили потрясающую фигуру черной курицы и он приобрел очевидное сходство с полотном Климта "Садовая аллея с курицами".

Красивые внеконкурсные сады фестиваля

На фестивале также представлены внеконкурсные работы ландшафтных дизайнеров (100 м2), которые представляют специально приглашенные партнеры музея-заповедника «Царицыно». В этом году это Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Оркестр «Виртуозы Москвы», Усадьба Мураново, Музей МХАТ и Киностудия им. Горького.

Cад Пушкинского музея реализован Центром высокого садового искусства Imperial Garden. «Живерни: сад тысячи цветов» вдохновлен  образами сада Клода Моне, которые художник запечатлел в цикле “Кувшинки”. Дизайнеры перенесли знаменитый пруд, мостик  и растения с полотен в реальность.

Живерни: Сад тысячи цветов (Команда Центра высокого садового искусства Imperial Garden: Лиана Алекберова, Артем Богословский, Ирина Кукалёва, Максим Пряжников, Елена Пряжникова) и Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина

Белые и розовые нимфеи, пышные гортензии и розы распустились в царицынском парке, и гости могут буквально побывать внутри картины великого импрессиониста. К пластиковым глициниям и клену на постаменте больше вопросов, чем логичных ответов, но живописный стиль в целом удался. 

Музей-заповедник «Усадьба Мураново» имени Ф.И. Тютчева уютно разместился в сени берез и гортензий в цветниках с такими родными августовскими флоксами и яркими рудбекиями.

Есть милая страна, есть угол на земле (Наталья Вялых)

Изюминка композиции — имитация фасада усадебного дома в Муранове, где некогда бурлила культурная жизнь, связанная с именами поэтов Евгения Боратынского и Федора Тютчева. Ландшафтный дизайнер Наталья Вялых поместила в сердце садика небольшой пруд и усадебную утварь, воссоздала душевную атмосферу этого места.

Оркестр «Виртуозы Москвы» дарит посетителям сад «Времена года. Переосмысление», который ландшафтная студия «Venus Design» и компания «Времена года» создали в честь одноименного концерта-импровизации, в котором соединились музыка эпохи барокко и сочинения XX-XXI вв.

Времена года. Переосмысление (Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Студия «Venus Design» и компания «Времена Года»,  Наталья Андреева, Илья Болгарин, Оксана Дунаева, Татьяна Звёздочкина, Николай Лунёв, Татьяна Тарасова, Ксения Уланская)

Каждый сезон олицетворяет процесс возрождения или угасания природы и нашей жизни. Cмену времен года подчеркивают многолетние растения, особые зеркальные конструкции, напечатанные на 3-D принтере бетонные скамьи и садовые контейнеры, четыре дерева-символа и очень интересные решения цветников.

Музей Московского Художественного академического театра посвятил свой сад «Безумный день, или суматоха закулисья» одному из самых знаменитых спектаклей театра — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке самого Константина Станиславского, который шел тридцать лет с 1927 года и был сыгран 430 раз!

Безумный день, или суматоха закулисья (Мария Бадина, Екатерина Чухась)

Прямо в пространство сада ландшафтные дизайнеры Мария Бадина и Катерина Чухась вплели театральный гардероб (ведь театр начинается с вешалки), огни рампы, подмостки, гримерки, и даже эскизы костюмов. 

Безумный день, или суматоха закулисья (Мария Бадина, Екатерина Чухась)

Уникальное платье графини Розины Альмавивы из цветов создано по мотивам оригинального костюма работы «русской Коко Шанель» и первой женщиной-модельером Надежды Ламановой по эскизам художника Александра Головина (оригинал как раз хранится в экспозиции Музея МХАТ). Пышные яркие розы Мейяна, Кордеса и Остина символизируют брошенные на сцену букеты восхищенных зрителей.

Киностудия имени Максима Горького представила спецпроект к 100-летию выхода художественного фильма "Аэлита" Якова Протазанова по книге Алексея Толстого. «Марсианский пейзаж». Сад создан совместно с ландшафтными дизайнерами Натальей Климовой, Валентиной Королевой, Натальей Сорокиной, Юлианой Хромовой и Анастасией Арининой.

Аэлита. Сад будущего (Анастасия Аринина, Наталья Климова, Валентина Королёва, Наталья Сорокина, Юлиана Хромова) и Киностудия Горького

Яркий, графичный, он спланирован с множеством расходящихся полукружий из белоснежной отсыпки и живых изгородей из барбарисов, дополнен арт-объектом авторства Петра Виноградова — космическим подобием Шуховской башни, которая символизирует источник радиосигналов, посылаемых с Земли другим планетам.

Аэлита. Сад будущего (Анастасия Аринина, Наталья Климова, Валентина Королёва, Наталья Сорокина, Юлиана Хромова) и Киностудия Горького

Интересный и необычный путь человека к совершенству стилизовали дизайнеры студии Latifundia Юлия Нечаева и Андрей Зеневич. Японский «Сад мхов» рассказывает историю о том, как постепенно предолевая свои страхи, человек меняется и познает себя. 

Сад мхов ( Студия Latifundia: Юлия Нечаева и Андрей Зеневич)

Тут и характерная традиционная беседка, граб, потрясающие сосны, 30-летний боярышник бонсай, петляющий в тумане меж болотами и мхами (символами человеческих страхов и сомнений) мостик яцухаси, и восемь специально подготовленных к вечернему освещению эффектных валунов, голубика на кочках и много интересных уголков. Вдохновением для визуального образа сада послужила гравюра «Приземление гусей на Катада» японского мастера Китагавы Утамаро.

Сад мхов ( Студия Latifundia: Юлия Нечаева и Андрей Зеневич)

Мы поговорили с Юлией Нечаевой, и вот несколько интересных подробностей создания "Сада мхов".

- Наш «Сад мхов» символизирует путь человека к самому себе сквозь свои страхи, сомнения, трудности, формирование своего уникального характера. Характер человека символизирует дерево бонсай боярышника однопестичного, которое находится в центре нашего павильона. Павильон подсвечен красным цветом, в Японии это символ силы, удачи и энергии.

В зоне болота из растений представлены голубика, осоки, страусник, сосны горные, ирисы сибирские. Когда мы выходим из павильона обновленными и сформированными личностями, нас встречают ирга Ламарка, клен дланевидный, азалии, рододендроны и граб.

Выход из сада не обозначается. В японской традиции на пути к павильону есть мостик яцухаси, состоящий из 8-ми извилистых сегментов, чтобы злые духи не настигли человека на его пути. Выходит он к самому себе из павильона уже сформировавшейся личностью, не встречая преград.

Сад мхов ( Студия Latifundia: Юлия Нечаева и Андрей Зеневич)

В саду высажено порядка 250-300 растений, использованы только натуральные материалы. Дорожки сделаны из старого амбарного дерева – этому горбылю уже 30 лет. Мы его дополнительно обжигали, как и каркас беседки, чтобы дерево было более устойчивым к атмосферным явлениям и имело чуть более состаренный вид. В саду мы также использовали пошаговые плиты и галтованную брусчатку габбро, стабилизированный песок в качестве засыпки швов.

Сад мхов ( Студия Latifundia: Юлия Нечаева и Андрей Зеневич)

Натуральные валуны в саду, их тоже 8, символизируют страхи человека, с которыми он сталкивается на жизненном пути и учится смотреть им в глаза. Специальные параллельные надпилы позволяют осуществить декоративную ночную подсветку сада, добавляя особый характер. В болоте у нас использован холодный свет. Считается, что холодный cвет действует на психику угнетающие. Мы хотели таким приемом добавить эффект неуютности и страха на пути человека через болото. А уже в беседке использован теплый красный свет, который более приятен для глаза и символизирует гармонию и счастье.

Наша задача была создать максимально естественную среду, похожую на  природу. C частного болотистого участка, на котором произрастал мох, появилась возможность его взять, не причиняя вреда и не нарушая где-то в лесу природный баланс. Таким образом весь мох в саду у нас свой.

Особый садик

Инклюзивный «Сад волшебных историй» сделали детишки под руководством взрослых кураторов. Они не только переосмыслили сказки Пушкина и Кэролла в своих миниатюрных садовых композициях, но и сами написали новую сказку. 

Сад волшебных историй (Архив пресс службы)

Первые шаги к садам подопечные БФ «Образ жизни», БФ «Даунсайд Ап», ГБУ «Гурьевский», АНО «Вера. Надежда. Любовь» и БФ «Искусство быть рядом» сделали 1 июня на Инклюзивном пикнике музея-заповедника, декоративные элементы для ландшафтных композиций готовили на мастер-классе на фестивале «Дачное Царицыно».  Сад напоминает, что каждый может быть включен в жизнь общества и приносить пользу себе (ведь создание сада — это часть реабилитации и социализации по методу агротерапии), и людям — любителям садового искусства.

Видение розы (Анастасия Добровольская, Калининград; Архив пресс службы)

Фото: Леля Голованова

Благодарим Архив пресс службы за предоставленные изображения: Заходное Фото к статье; Фото Ксении Селевой; "Сад волшебных историй;" Проект сада "Дети природы".

Что такое "Активный гражданин"

Голосование за лучшие сады фестиваля в Царицыно подготовлено проектом «Активный гражданин» и Департаментом культуры города Москвы: https://ag.mos.ru/home. 

Проект «Активный гражданин» работает с 2014 года. За это время к нему присоединились более семи миллионов человек, всего прошло свыше 6,6 тысячи голосований. Ежемесячно в городе реализуется 30–40 решений, принятых москвичами. Проект развивают Департамент информационных технологий города Москвы и ГКУ «Новые технологии управления».

Использование цифровых технологий и искусственного интеллекта для повышения качества жизни горожан соответствует задачам национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и регионального проекта столицы «Цифровое государственное управление». Подробнее об этом и других национальных проектах, реализуемых в Москве, можно узнать на этой странице: https://www.mos.ru/city/projects/national.

Ключевые слова
Царицыно 2024, новости
Иллюстрации к материалу: Архивы пресс-службы

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

КОММЕНТАРИИ

Пока нет комментариев