Классическая русская дача – последний качественно значимый виток развития русской усадьбы. Сменив ее в конце XIX века, дача сохранила в себе не только элементы планировочной структуры и наполнения, но и отчасти усадебные устои и быт. Само слово "дача" невозможно перевести ни на какой другой язык – ему нет аналога. Не случайно иностранные авторы так и пишут: dacha и dachniki. Это особое понятие, самобытная атмосфера нашли отражение в фильмах, книгах и живописи.
Такие разные дачи
В советское время из участков, полученных за заслуги перед отечеством, формировались целые поселки: писателей (Переделкино), театральных деятелей (Малаховка), научной элиты (Мозжинка, Жуковка, Николина Гора), партийных руководителей (Серебряный бор), генералитета (Баковка, Снегири) и многие другие. Они не были одинаковы. Дачи творческой интеллигенции сохраняли усадебный колорит, утопая в зарослях сирени и чубушника, – там многое развивалось так, как это видели хозяева. На дачах партийной элиты часто работали специальные службы озеленения и благоустройства, которые уводили сады от усадебного образа. А образ этот – особое явление в русской культуре и русском быте. Его трудно сравнивать и с европейскими загородными домами, и с американскими коттеджами.
Отдых для дачника первичен
Дачники, про которых с некоторым пренебрежением говорят местные, деревенские жители, – это те, кто приезжает отдыхать: ходить по грибы, загорать, купаться, гонять чаи и жечь костры, но никак не полоть целыми днями грядки или стричь живые изгороди. И это накладывает отпечаток на планировочную структуру и наполнение. Да, огород здесь может быть, но он небольшой и где-то в стороне. А вот плодовые деревья есть всегда, часто разросшиеся, забрасывающие ежегодно яблоками-грушами, которые никто не собирает. Но и рубить их не рубят, ведь весной так приятно любоваться бело-розовой пеной цветов!
Вообще иногда кажется, что любование здесь на первом месте. Но, как правило, декоративные деревья и кустарники, требующие серьезного ухода или особого зимнего укрытия, на дачах не приживаются – хозяева не готовы отдавать саду много сил, а садовники есть не у всех. Это не касается тех немногих участков, где сад коллекционера растений решен в подобной стилистике.
Место с историей
В целом классический дачный сад весьма неприхотлив, при этом он выглядит в хорошем смысле заброшенным.
Нет рафинированной прилизанности. "Разлохмаченность" придает ему особый шарм. Здесь трудно представить шелковые партерные газоны, а периодически стригущуюся луговину – вполне. Здесь вряд ли будет много топиарных форм, а разросшиеся и заваливающиеся на дорожки и веранды кустарники – обычное дело. Если и встретишь здесь летники, то разве что в контейнере на крыльце или веранде, а вот огромные давным-давно посаженные пионы – весьма распространенный пример.
"Лохмат и взъерошен" не только сад, но и дом, обильно покрытый амурским или девичьим виноградом, актинидией. Разросшиеся кусты смородины и крыжовника, часто не очень ухоженные, но прекрасные в своей запущенности. Чубушники, сирени и шиповники, стойко отвоевывающие себе место у почти всегда присутствующего на таких участках кусочка естественного леса. А если такого кусочка нет, то непременно можно встретить сосну, березу или дуб, про который хозяева будут подолгу рассказывать: откуда, как и когда…
Вообще историй здесь всегда много: и про сад, и про дом, и про семью. Такой сад без истории невозможен. Если же он новый, то ее надо придумать или сымитировать "дом и сад с историей". Сколько на основе таких рассказов родилось театральных постановок, литературных произведений, художественных полотен, ставших национальной гордостью, – не счесть. Почти все с этих самых дач…
Штрихи к образу
Дачники приезжают из городских квартир не с пустыми руками. Везут с собой не только необходимые предметы обихода (ведь едут на все лето), но и комнатные растения, домашних питомцев. (В усадьбе пристановочная культура тоже была, но растения выносили на воздух из местных оранжерей.) Выставленные в кадках на дощатой веранде на фоне белого сквозистого ограждения, они вносят качественное дополнение в образ сада.
Домашние кошки и собаки – фактически полноправные хозяева и дома, и сада, они сидят чуть ли не за одним столом с хозяевами (еда на свежем воздухе – непременный атрибут жизни на классической даче!). В отличие от минималистичных садов, где о фауне и речи нет, здесь живность присутствует во всем разнообразии: ежи – ночные гости, квакающие и не дающие спать лягушки, скворечники, жужжание шмелей и порхание бабочек – необходимая часть образа.
То же касается и природных запахов – их отсутствие сделает картину неполной. По сути это сад, в котором нужно задействовать все органы чувств. А чтобы насладиться всеми ощущениями вдоволь, не столько гуляют по дорожкам, сколько сидят и отдыхают. Отсюда и такое количество мест, где это можно сделать: скамейки и лавочки, качели и гамаки, террасы и веранды, балконы и крылечки.
Время решает все
Сегодня многие строят дома в подобной стилистике, и они требуют соответствующего сада. Классический дачный сад не из разряда тех, что может быть сделан сразу. Придется ждать минимум 10–15 лет. Хорошо, если он создается на месте старого участка и там, например, уже есть, пусть и заброшенный, но взрослый яблоневый сад. Это уже половина дела.
Куда труднее будет тем, у кого участок в чистом поле. Увы, волшебства не бывает, и даже покупка крупномеров не поможет. Конечно, на первых порах большую роль сыграют лианы, травянистые многолетники и малые архитектурные формы, а вот тенистых уголков с папоротниками и живописных стволов сиреней придется ждать дольше. Однако дом на таких участках часто возводится в глубине, и передняя, парадная часть сада традиционно решается регулярно, а задняя, приватная, – пейзажно. В регулярной части легче достичь быстрого эффекта, в отличие от задней, где работать может только время.
Современное звучание сатрой дачи
Аналоги подобного сада можно встретить и в других странах: от Скандинавии до Канады. Все они различаются, но имеют схожие образ и культуру быта. В нашем сознании этот образ формировался именно на отечественных примерах. То, что нечто подобное есть где-то еще, многие из нас стали понимать только сейчас, когда появилась возможность изучать садовую культуру других стран. И несмотря на различия, мы можем легко внедрять в классическую русскую дачу элементы, например, английской городской усадьбы – подвоха никто не почувствует.
Можно использовать и современные материалы. Например, вместо традиционного дерева – древопластик для горизонтальных плоскостей веранд и алюминиевые конструкции, покрытые белым пластиком, в виде готовых стилизованных ограждений. То же касается и кровли: многие современные материалы очень логично вписываются в данный образ. Не обязательно соблюдать и исторический ассортимент растений. Важно, чтобы новые сорта подходили по своей стилистике. Первичен образ, который вы рисуете в своем воображении.
Эта статья продолжает цикл ландшафтного архитектора Александра Сапелина о стилистическом оформлении сада. В прошлых выпусках - "Стиль, стилизация или образ сада", а также "минимализм" и хай-тек.