Определившись с нужными размерами, формой и степенью ажурности миксбордера, надо обдумать эстетическую сторону дела – цвет и стилистику композиции. И только после этого станет окончательно ясно, какой ассортимент растений выбрать. Миксбордеры могут вмещать в себя огромное количество разных растений – ограничений нет. Хоть по одной штуке каждого вида. Однако это не освобождает нас от необходимости выстраивать композицию, учитывая цвет и пропорции, сезонную изменчивость и стилистику, экологические требования.
Конечно, эта методика в корне отличается от привычной – когда, купив понравившиеся растения, мы думаем, куда же их "приткнуть". В итоге временно сажаем на свободный кусочек земли. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временные решения. В итоге нет композиции, а есть только хорошая коллекция растений. Радует, что тех, кому этого недостаточно, становится все больше.
Часто можно услышать, что сад коллекционера не может быть красивым. Не только может, но и должен. По-настоящему показать достоинства того или иного вида или сорта можно только в ландшафте, а не на грядке, где растения посажены в ряд. Конечно, коллекционеру без грядок не обойтись: они нужны для карантина, размножения и подращивания. Но, как и в музее, в саду, где собраны редкости, кроме запасников должна быть и экспозиция.
Нельзя коллекционировать "просто растения", как и "просто вещи". Папоротники или злаки, карликовые хвойные или альпийские раритеты – да, но не все растения подряд. При этом далеко не изо всех групп растений можно составить законченную композицию – придется добавлять другие. Ведь при всем разнообразии деренов, лапчаток или хост среди них не выделить доминирующие и фоновые растения. Согласитесь, массив хост выглядит именно массивом, а не композицией. Европейские коллекционеры решают эту проблему просто: собирают 2–3 группы растений, прекрасно дополняющих друг друга.
Из всего разнообразия растений выбираем подходящие для экологических условий нашего участка. Из них оставляем лишь виды и сорта нужного размера. Затем вычеркиваем то, что не вписывается в цветовое решение, стилистику цветника или наши финансовые возможности. И из оставшегося списка выбираем акценты, подчиненные элементы, фон. Пытаемся задать ритм, соблюсти сезонную изменчивость и прочие тонкости.
На роль основы композиции и ее акцентов не стоит выбирать проблемные растения – они должны быть устойчивы во всех отношениях. Намного проще жить в саду, в котором растения подобраны под местные условия. Если вы, наоборот, переделывали участок под требования любимых растений, природа будет постоянно стремиться вернуть все на свои места. И часто она оказывается все-таки сильнее человека.
Даже если растения идеально подобраны друг к другу и к окружению, вряд ли миксбордер сразу произведет должный эффект. Дело в том, что, увы, не все культуры растут одинаково быстро. Это и заставляет многих уплотнять посадки. Поначалу это выглядит действительно неплохо, но со временем растения наползают друг на друга. Теряется идея композиции, и миксбордер превращается в хаос.
Постарайтесь с самого начала определить растения, которые станут "скелетом", основой композиции. Как правило, это деревья и кустарники и долговечные надежные многолетники. Высаживайте их сразу на постоянное место, причем с учетом конечных размеров – даже спустя годы они не должны сомкнуться. Пустующее между ними пространство заполните растениями-дополнениями. Как правило, это яркие, быстро растущие, но не всегда долговечные виды – вплоть до однолетников. Их декоративный эффект молниеносен, но он помогает скрасить недостаток объема у неразросшихся "скелетных" растений после посадки.
Помогут нам в этом и лианы: растут они чрезвычайно быстро, а однолетние обладают и широчайшим спектром окрасок. А в пристенных миксбордерах им просто цены нет. Они не только дополнят картинку, но и зададут ритм, и "разобьют" верхнюю кромку забора не хуже деревьев или высоких цветоносов. К тому же, если лианы подобраны правильно, они прекрасно свяжут садовые пейзажи с окружающими.