– Джун, с чего началась ваша любовь к хостам?
– С хосты волнистой (Hosta undulata), которую я приобрела в 1995 году на сельской садоводческой ярмарке. Она стала очень хорошо расти, и тогда я обратила внимание на другие виды. Посадила хосты Зибольда (H. sieboldiana) Elegans и Frances Williams. Затем мы с Джоном вступили в различные общества, стали посещать съезды в США, где учились использованию хост в ландшафтном дизайне. Любовь к листьям зародилась у меня в детстве, среди тропических лесов на Филиппинах, моей родине, где я изучала ботанику. Листья хосты очень разнообразны по форме, окраске и текстуре, но я люблю и цветки, особенно ароматные, как у хосты подорожниковой (H. plantaginea), ведь я эксперт во французской парфюмерной фирме. У меня в коллекции уже около 100 хост с ароматными цветками.
Сад Джун Колли и Джона Бейкера. Фотогалерея
– Совпадают ли ваши с Джоном предпочтения?
– Они меняются год от года. Сейчас я особенно люблю блестящие темно-зеленые листья хосты Devon Green и яркую пышную Stained Glass за ее широкие золотистые листья с темно-зеленым краем и ароматные лавандовые цветки. У Джона свои фавориты: First Frost (голубые листья с желтой окантовкой), крупный сорт War Paint с волнистыми краями листьев и эффектным, но недолговечным кремово-белым рисунком в центре. А больше всех он любит Guardian Angel за его огромные сизые листья с дымчатым зеленовато-белым центром и за выразительную строгую форму куста. И мы оба одинаково любим три чудесных гигантских экземпляра хосты Sagae, которые так разрослись в своих горшках, что каждый можно поднять только втроем.
– Как развивался ваш сад?
– Мы приобрели его в 1998 году, раньше это была приемная врача. Почти весь участок площадью 675 квадратных метров служил стоянкой для машин. Теперь наш дом носит имя Narra – в честь дерева, национального символа Филиппин. Сейчас в нашем саду около 1300 различных сортов хост, коллекция из 200 лилейников, 250 георгин, множество аризем, альстремерий, азиатских и восточных гибридов лилий и других редких растений. Весной цветут вьющиеся по деревьям розовые и пурпурные клематисы, в конце лета полыхают огнем красные и желтые канны. А в прошлом году впервые зацвел кардиокринум гигантский.
– Вдоль дорожки вы используете очень интересный прием: оформление похоже на висящие сады Семирамиды!
– Да, на уровне глаз мы расположили сотни маленьких хост в горшках, подвешенных на прикрепленных к стене рельсах. Здесь хосты недосягаемы для слизней и улиток. Кроме того, расширяется пространство нашего садика и можно рассмотреть вблизи каждое растение.
– Вас привлекают только крупные растения? У нас в моде миниатюрные хосты, многие теряют от них голову.
– В последнее время мы тоже начали собирать миниатюры, и сейчас их уже около 200 сортов. Они расставлены в горшках в виде пагоды, подвешены на рельсах, высажены в ландшафтных цветниках. У хосты Blue Mouse Ears удивительно красивые цветы, и от нее произошло уже несколько новых сортов "мышек". В нашей коллекции есть Snow Mouse, Frosted Mouse Ears, Dancing Mouse, Cat and Mouse и Mighty Mouse. Эти и многие другие замечательные миниатюрные сорта располагаются в подвесных горшках.
– Как вы смогли разместить такую огромную коллекцию на небольшом участке?
– Мы разделили сад на тематические зоны. На севере царит атмосфера Востока, которую помогли создать фатсия японская и падуб остролистный Silver Queen, под ними – японский фонарь и фонтан. Здесь растут папоротники и голубые хосты, они любят разреженную тень. С другой стороны дома – наша "Библиотека хост". С балкона открывается вид на внутренний сад с водопадом и ручьем, именно здесь растут наши гигантские хосты и другие крупные растения: роджерсии, дармера, подофилл. Ручей качается насосом из нижнего бассейна к водопаду, который состоит из трех каскадов. На краю ручья растут хоста Blue Angel с сине-зелеными листьями и многочисленными цветоносами, крупная Niagara Falls с волнистыми краями и Dream Weaver с четким кремово-белым рисунком в центре. Каждой из них почти по десять лет, кусты уже больше метра в диаметре! Неподалеку растут сорт Frosted Jade и гигантская светолюбивая хоста Sum and Substance. А наши японские бананы, древовидные папоротники и пальмы хорошо себя чувствуют в тени большого дуба, крона которого нависает над водным садиком.
– На новые дизайнерские решения вас вдохновляют путешествия?
– Да, из путешествий мы привезли одну идею. Исламский сад с прямоугольным фонтаном и беседкой, это единственная часть нашего сада в регулярном стиле. Несколько лет назад мы посетили архитектурный комплекс Альгамбра в Испании и влюбились в торжественную красоту этого места. Входом в наш исламский сад служит арка из клематисов и роз, через которую вы попадаете в маленькое патио. Это уединенный уголок, где мы можем спокойно отдохнуть, сидя в беседке, слушая журчание фонтана и наслаждаясь видом фруктовых деревьев, вечнозеленых кустарников и посаженными в контейнеры хостами.
– Как получается, что в саду так много хост, и при этом они совершенно не тронуты слизнями?
– Весной мы тщательно убираем все прошлогодние растительные остатки, в которых слизни и улитки могут прятаться и выводить потомство. Рассыпаем гранулы метальдегида до начала отрастания хост. Когда листья раскрываются, мы опрыскиваем их настоем чеснока. Он заставляет слизней и улиток держаться подальше от листьев, так как раздражает покровы моллюсков. Мы подкармливаем хосты удобрениями длительного действия, а ближе к концу лета – жидким удобрением, чтобы стимулировать отрастание новых листьев и корней ранней осенью. Мощные хосты с плотными листьями, такие как Tokudama и Love Pat, более устойчивы к слизням и улиткам. Вот и весь уход.
– У вас еще много планов или уже хочется наслаждаться сделанным?
– Когда-нибудь я попробую скрестить некоторые из наших любимых хост с сортами с волнистыми, складчатыми и вафельными листьями. А пока мы просто собираем семена хост от случайного опыления, и у нас уже растет несколько интересных сеянцев. Можно сказать, что мы создали джунгли на маленьком кусочке земли, и теперь одна проблема – свободного места больше нет!