– Господин Брукс, Вы создали много прекрасных садов. В чем секрет Вашего успеха?
– В тройной комбинации. Я исхожу из пожеланий клиента, местонахождения сада и существующей структуры. Я всегда говорю своим заказчикам, что есть правильный и неправильный способы сделать сад. И показываю правильный вариант. Если он окажется слишком затратным, вместо мощеных дорожек я сделаю гравийные, а вместо кирпичных стен – бетонные. Но дизайн останется тем же. Не обязательно выполнять все работы сразу, можно разбить их на несколько лет. Люди не должны забывать, что сделать сад – это дорого. В общем, нужно работать вместе с клиентом, а не на клиента, стараясь выполнить его пожелания и остаться в согласии с местными условиями и архитектурой.
– Ваш дизайн отличается очень яркими композициями, например, сочетание голубого с лимонным и пурпурным. Для Англии это достаточно нетрадиционно...
– Я люблю ясные, яркие цвета: лимонный, желтый, синий. Вообще цвет – для меня не главное. Краски меняются, но то садовое искусство, что постоянно с нами, – это формы и силуэты.
– Сады, которые Вы делали, никогда не "теряли форму"?
– Если устроить подпорные стенки, лестницы, террасы, они продержатся столько же, сколько и дом. Посадки менее долговечны, но я использую в дизайне гораздо больше кустарников, чем многолетников. Часто клиенты подсаживают цветы сами, мне больше интересны структурные посадки.
– Приверженцы природного стиля, наоборот, используют в основном многолетники, а не кустарники...
– Природный сад сейчас в моде. Конечно, в континентальном климате с жарким сухим летом и снежной зимой многолетники вполне сгодятся для двух-трехмесячного эффекта. Но во влажном и ветреном климате Англии все эти травы быстро становятся плоскими, мокрыми и развалившимися. Посмотрите, как сейчас выглядит кукурузное поле... У всех растений есть свое место.
– Вы считаете, что в садоводстве есть мода?
– Я не сторонник моды. Садоводство более фундаментально. Природные материалы – дерево, земля, камень – будут вечно, и от дизайнера зависит, как их подать по-новому. Но когда такие сады, как мой, начинают украшать зеркалами в раме из нержавеющей стали, это выглядит безвкусно, а через два года и не модно. Эти конструкции будут уместны в саду на крыше в центре города. Но нельзя быть чересчур шокирующим в провинции, где пространство больше. Модные вещи лучше подходят для Цветочного шоу в Челси. Оно, правда, имеет очень мало общего с садоводством и дизайном для обычного человека.
– Вы участвовали в Цветочном шоу в 70–80-х годах и не раз побеждали. Есть разница между тем Челси и теперешним?
– В жюри шоу до сих пор сидят многие старые растениеводы, они входят во все комитеты, и это ужасно. Королевское общество садоводов (RHS) почти не способствует популяризации садового дизайна. А ведь это теперь самостоятельная сила. Потому что без садов Челси стало бы ничем: именно они обеспечивают выставке телевидение и пиар. Конечно, сады стали больше и лучше, но, к сожалению, в их основе – бизнес, желание попасть в фокус телекамеры. Это не имеет ничего общего с Цветочным шоу. И... дизайнеры стараются быть разными, но мало у кого получается – отличиться ради собственно
отличия на одинаковых участках без соответствующего окружения очень трудно.
– Однажды Вы сказали, что теперь вы видите в саду только ошибки...
– Да, люди делают ошибки, и я их вижу. Или бы я не был в таком возрасте. И даже когда я вожу гостей по своему саду, я иногда думаю: "О, Боже, какой ужас вон там!"
– В Ваших садах скульптура всегда великолепно "вписана" в окружение. Как Вам это удается?
– Спасибо. Это мое – уловить правильные пропорции... Наверное, поэтому люди и приходят ко мне. Я стараюсь делать это просто и, что называется, "в лоб". Сейчас трудно найти хорошую садовую скульптуру. Много вещей, но это все хлам. Самая распространенная ошибка – несоразмерность скульптуры и сада.
– Вы признанный эксперт по исламским садам. Имеют ли они перспективу в Европе?
– Ислам получил плохую рекламу из-за событий в Нью-Йорке, Лондоне. Но люди все больше интересуются такими садами, я думаю, им нравится их простота и формальность. Частные сады нередко вытянутые и прямоугольные, исламская планировка легко в них впишется. А сейчас интерес подстегивает и глобальное потепление. Люди начинают комбинировать исламский дизайн с итальянским наполнением: кипарисами, оливами и цитрусовыми. Что действительно трудно сделать – настоящий японский сад, на это способны только японцы.
– Ваши книги очень популярны в России, Вы проводили мастер-классы в Москве и Санкт-Петербурге. В чем Вы видите разницу между садоводством в России и Англии?
– О Боже, я могу написать еще одну книгу только об этом! Разница прежде всего не в климате, не в садах, а в культуре. Может, мои слова прозвучат грубо, но это правда: в России нет садоводческой культуры. В Англии любой, даже если он не знает ничего особенного о садах, кажется как-то связанным с садоводством. А по всему континенту распространена культура овощеводства, что называется, участка-делянки, он отличается от декоративного сада. Я думаю, вы сейчас уходите в культурном плане от этих "огородных" садов и пытаетесь стать "современными европейцами", однако это не всегда срабатывает. Потому что вы пока не "въехали", как это. Довольно смешно во время отпуска пробежаться по английским садам, и потом думать: "О, выглядит гораздо лучше, чем у меня, дай-ка я сделаю так же..."
На моих мастер-классах в России девяносто процентов слушателей были женщины, мне непонятно, почему. Они скорее садоводы-любители, для них это хобби. Они были мягче и изящнее в Санкт-Петербурге. В Москве они... гм... как будто я оказался в Лондоне...
– Более агрессивные, занятые?
– Да, точно. Хотелось сказать: "Расслабьтесь немного!" Я получил очень интересный опыт. Я работал по всему миру, и одна из тех вещей, которыми я наслаждаюсь, – выражение этой разницы в культурном контексте в дизайне сада.
– У нас сейчас садовый бум, совсем не трудно найти новейшие сорта растений. И многие ищут и покупают, создавая сад-коллекцию. Можно ли в таком саду говорить о дизайне?
– Каждое утро, когда вы просыпаетесь, вы принимаете дизайнерское решение: что вы наденете. Вы не надеваете на себя всю одежду и все украшения, которые у вас есть. Пойти в супермаркет, покататься на лошади, сходить вечером в театр – для всего свой наряд. И растения тоже должны соответствовать дизайнерской цели.
Я понимаю, почему это происходит: "О, я хочу то, мне нравится это!" Все, что я могу посоветовать – не покупайте растения по одному. Купите три-четыре экземпляра. Понятно, что хочется иметь все, но постепенно вы научитесь контролировать себя. Я думаю, все начинают с ошибок. Это здорово, на ошибках учатся. Так что прежде чем бежать за покупками, просто оглянитесь и задумайтесь, что растет вокруг вас, какие дикие цветы, деревья и кустарники. Конечно, я знаю, что в России их список весьма ограничен. Но он ограничен не просто так. Климат, развивающаяся садоводческая культура... А вы стараетесь впихнуть столько чужеродного материала!
– Многие растения более умеренного климата растут и в средней полосе.
– Тогда нужно быть еще осторожнее. Бананы прекрасно плодоносят в Англии – но они в моем саду неуместны, они будут выглядеть здесь просто смешно! Вот чего вам отчасти не хватает: дизайнерского глаза, который бы анализировал и давал почву для раздумий.
– Вы хотели бы еще раз приехать в Россию?
– Если меня пригласят – конечно.
Denmans Garden
Denmans Lane, Fontwell, West Sussex, BN18 0SU
http://www.denmans-garden.co.uk/
Открыт круглый год с 9.00 до 17.00 (зимой до наступления сумерек).
Интервью взято в 2008 году.