Свой талант и мастерство демонстрировали посетителям фестиваля лучшие российские, а также иностранные мастера ландшафтного дизайна. Тема конкурсных проектов – «Время в саду». Удивительно, насколько творчески и разнопланово подошли к воплощению этой идеи участники! Именитый британский дизайнер Энни Гилфоил, возглавившая международное жюри конкурса, осталась под большим впечатлением от увиденного, отметив, что получила настоящее удовольствие от визита в Россию, и фестиваль «Сады и Люди» стал для нее одним из самых ярких впечатлений.
ГРАН-ПРИ фестиваля ожидаемо и единогласно был присужден Мэтью Чайлдсу (Великобритания) за садовую интерпретацию знаменитой картины Казимира Малевича «Черный квадрат». В центральной части сада «Черный Куб» дизайнер сконструировал беседку, попасть в которую можно было по пологому откосу, окруженному обугленным лесом. Обгоревшей древесиной отделана и сама беседка, символизируя взрослое восприятие мира. Но стоит лишь войти внутрь этой «машины времени», и внешний мир представляется нам глазами ребенка – на первый план снова выходят яркие и разноцветные луговые посадки.
Золотой медалью был награжден сад «Время в саду» (Елена Дубнова и Ольга Кветковская, Студия «Архитектура Живой Формы»). По мнению авторов, сад является живым организмом, который со временем претерпевает изменения. Каждый его элемент живет, растет, меняет структуру в зависимости от времени года. Представленная экспозиция была выполнена в виде перетекающих в пространстве массивов различных растений. Неоднородные по высоте элементы композиции создают волну, объединенную общим направлением движения. «Зеленые кабинеты» насыщаются элементами декора. Торшер и кресла, калитки в четко вырезанной изгороди кизильника создают уютные места отдыха – точки остановки мгновения времени.
Вторая Золотая медаль фестиваля была присуждена Наталии Домбровой (Студия ладшафта «Neringa», г. Тольятти) за «Сад 2010», посвященный трагедии 2010 года – пожарам, полыхавшим в жемчужине Жигулей, так называемой Волжской Швейцарии. За одно лето огнем было уничтожено две с половиной тысячи гектаров реликтового леса. Разрушение экосистемы молниеносно, а восстановление занимает многие десятилетия. Трагедия останавливает время, оно застывает. И только время способно залечить все аны Природы... Основой концепции сада стал пейзаж, оставшийся от сгоревшего леса. Напряженная красно-желтая часть сада ограничивается черной полосой, символизирующей траншеи, которыми отсекали огонь при пожаре, и наступает на небольшой островок уцелевшей природы, где вода, выраженная с помощью растений, является барьером для наступления огня.
Серебряную медаль международное жюри присудило Оксане Хлебородовой за сад «Артефакт», воплощающий мечту современного горожанина – привычный комфорт цивилизации в сочетании с дикой природой. Чем резче грань, тем ярче ощущения. Среди камней обнаруживается древний артефакт – солнечные часы.
Немалый интерес у посетителей вызвал просторный и уютный сад Анны Лозинской «Браер. Всему свое время». Жюри присудило этой работе Бронзовую медаль. Зеленый кабинет, который спрятался в цветущих зарослях живого лабиринта, но при этом остался открытым со всех четырех сторон, стал приватным местом для общения в непринужденной обстановке.
Центральным элементом для живого общения стал очаг с жарким огнем, который с древних времен собирает вокруг себя семьи и друзей. Тема очага как нельзя лучше подходит к слову дружба. Так, Ёжик – герой любимого всеми мультфильма Юрия Норштейна – похож на современного человека: он бродит в тумане своей жизни и очень рад, когда ему удается встретить родственную душу, с которой можно посидеть у огня.
Другая Бронза досталась Наталье Борисовой и Евгению Корнееву, представившим Сад-посвящение П.И. Чайковскому «Времена года». В декабре 2016 года исполнится 140 лет со дня издания одноименного сборника его фортепианных пьес. Смена времен года – что может быть естественнее и прекраснее, не зря эта тема так часто отражается в искусстве. В музыке угадываются бескрайние просторы и картины русской природы, деревенский быт, петербургские городские пейзажи и белые ночи. Образы, ассоциации, эмоции, вызванные музыкой, отразились в саду.
Бронзовой медали удостоился также сад Ольги Счастливой и Валерии Горяиновой «Время собирать». Он отсылает к концу лета и периоду подведения итогов. Это прекрасная пора, когда сады преображаются и наполняются особым смыслом. Природа наградит щедро каждого, кто благословлял, наблюдал и созидал... Многоярусная модульная структура сада символизирует особый порядок, позволяющий нашей планете существовать во времени без разрушения...
Спецприз от жюри получил сад Ольги Пятаковой «Шалаш с зеленой крышей». Идея сада родом из нашего детства. Лето, зной, заросли травы и идеальное укромное местечко, с которым связаны самые теплые воспоминания: шалаш. Кто же его не строил? Покрытый теплым уютным мхом, заросший сорняками, с годами всё больше «растворившийся» в пейзаже сада. Эти теплые воспоминания, идеальный образ детства и легли в основу концепции.
Спецприза жюри удостоился также сад «Спираль времени». Его создатели – Евгения Руссу, Анатолий Соколов и Анна Заславская – поведали нам фантастическую историю о давних временах, когда человечество, находясь на высочайшем уровне духовного развития, оказалось бессильно против глобального изменения климата, и люди приняли решение покинуть Землю. Их души вознеслись в иные миры, а безжизненные тела остались на родной планете. Спираль времени сделала очередной виток, и спустя миллионы лет жизнь снова начала возвращаться на Землю. И новая цивилизация начала процесс эволюции.
Мы рассказали лишь о некоторых из представленных на фестивале «Сады и Люди» работах, акцентировав внимание на садах, получивших призовые медали.