Их адресат – удивительная личность с типичной для русского человека ХХ века судьбой и с уникальными способностями. Выпускник кадетского корпуса и коммерческого института, он всю жизнь проработал простым шофером. Участвовал во всех войнах, случившихся на его веку: от Первой мировой до Великой Отечественной. Потеряв после революции дом на Кузнецком Мосту и имение в Ялте, жил на подмосковной даче в селе Всехсвятском, где на пяти сотках в свободное от работы и войн время вывел около 300 сортов сирени. Леонид Алексеевич Колесников не был обделен славой и вниманием властей, даже получил Сталинскую премию "за выведение большого числа новых сортов сирени". Их высадили в Кремле. Но после смерти замечательного селекционера – без всякого злого умысла, а просто по небрежению – большая часть его наследия погибла.
Сейчас осталось всего около 50 колесниковских сортов. Мы уже никогда не увидим огромные пурпурные соцветия 'Сердца Данко', белоснежную 'Ветку мира' и загадочную 'Василису Прекрасную'. Не прозвучат в нашем саду 'Мелодии Шостаковича' и не поманят 'Голубые дали' и 'Вершина Памира', а 'Обманщица' не удивит метаморфозами своей окраски. 'Снежинка', 'Рог изобилия', 'Признание', 'Лауреат' – все они лишь на старых фотографиях.
Некоторые сорта существуют в единственном или всего в нескольких экземплярах. 'Джамбул' стал первой в мире сиренью с белоокаймленными лепестками, но не получил широкой известности. Размер его цветков – до 2 см, среди них много пятилепестковых. У знаменитой 'Сенсации', считающейся единственным в мире культиваром с белой каймой, цветки чуть больше, а соцветия – меньше. Различаются они и по цвету: 'Джамбул' холоднее, в нем больше синевато-лиловых тонов, чем у пурпурной 'Сенсации'. Другие редкости – 'Маршал Жуков' и уникальные университетские сорта, зарегистрированные В.Д.Мироновичем уже после смерти Леонида Колесникова. Это 'Великая Победа', 'Защитникам Москвы', 'Пятидесятилетие Октября', 'Московский университет' и 'Дочь Тамара'. Не так часто встречаются 'Радж Капур', 'Джавахарлал Неру', 'Знамя Ленина', 'Невеста' – все они заслуживают того, чтобы украшать сады и парки.
Сегодня сирень переживает всплеск популярности. Каждая новая весна увеличивает армию поклонников уникальных сортов Колесникова. Ведь они присутствуют во всех цветовых группах, а подчас не вписываются ни в одну из-за переменчивости своей окраски. Разнообразие формы цветков – "чашечки" и "блюдечки", "розочки", "звездочки" и "пропеллеры" – тоже их яркая отличительная черта. Кому-то нравятся устремленные ввысь прямостоячие соцветия, кому-то – поникающие. Существуют и компромиссные варианты. При всем разнообразии колесниковских сортов их объединяет одно общее качество – выразительность. Поэтому-то так трудно бывает выбрать сирень для своего сада.
Из белых сиреней на первом месте стоит знаменитая 'Красавица Москвы', чьи розовато-лиловые бутоны с атласным блеском составляют изысканный дуэт с уже раскрывшимися жемчужно-белыми цветками. Форма ее цветков совершенна, а слава так велика, что любители сирени всего мира выговаривают это имя без запинки. Сорт 'Память о Колесникове' не так известен, но не менее красив. Его крупные округлые цветки, напоминающие полураскрывшиеся розочки, сохраняют форму до полного отцветания, а каждый цветок в кисти графичен и самодостаточен. Большие, стройные, ажурные соцветия 'Советской Арктики' делают эту белоснежную сирень хорошим дополнением к любой коллекции. 'Галина Уланова' с легкими невесомыми соцветиями, в изобилии покрывающими куст, давно получила прописку не только на подмосковных дачах, но и в парке Букингемского дворца. Крупные стройные ажурные соцветия 'Невесты' нежного розовато-белого цвета придают этому раннему сорту очень трогательный вид. 'Полина Осипенко' – обладательница прелестных трехрядных белых цветков, каждый лепесток которых подсвечен нежными голубыми, лиловыми и розовыми тенями.
Среди сиреней с насыщенной, пронзительной окраской есть несколько лидеров. 'Красная Москва' – обладательница стройных, плотных и очень прочных соцветий яркого пурпурного цвета, устремленных в небо. 'Заря коммунизма' привлекает крупными, тяжелыми, поникающими соцветиями глубокого, пурпурно-красного цвета с фиолетовым переливом. 'Кремлевские куранты' необычайно декоративны в стадии полуроспуска, когда яркие карминно-фиолетовые бутоны соседствуют с густо-лиловыми крупными цветками. 'Индия' поражает поникающими соцветиями, длина которых (при хорошем уходе) может достигать более 40 см. Окраска ее цветков – пурпурно-фиолетовая с красновато-медным насыщением. Нельзя не отметить 'Сумерки' за их темный, пурпурно-фиолетовый цвет и сорт 'Леонид Леонов'. Его цветки, светло-лиловые снаружи и фиолетовые внутри, очень похожи на чашечки, цветение – обильное и продолжительное.
В самой жизнерадостной группе розоватых сиреней – сорта, навсегда запоминающиеся тем, кому довелось хотя бы раз увидеть их в полном цвету. Крупные цветки 'Гортензии' напоминают формой и окраской собственно гортензию. Большие соцветия (30 х 30 см) щедро покрывают куст, превращая его в огромный розовый букет. 'Дочь Тамара' привлекает обилием цветения и яркостью своей окраски. Соцветия 'Олимпиады Колесниковой', названной в честь жены селекционера, выглядят очень нарядно благодаря яркому контрасту фиолетово-пурпурных бутонов и нежно-розовых цветков. Закрученные в разные стороны лепестки придают цветкам задорный вид.
Среди голубоватых и лиловых сиреней Колесникова "знаком качества" также отмечены несколько сортов. 'П.П. Кончаловский' и 'Память о Кирове' – обладатели невероятно красивых махровых цветков и эффектных тяжелых соцветий. Большие плотные соцветия 'Мечты' поникают под своей тяжестью, крупные простые густо-сиреневые цветки похожи на восковые чашечки, кусты невысокие и раскидистые. Нежно-голубые махровые цветки 'Надежды' собраны в очень плотные крупные соцветия, кусты компактные, средней высоты. 'Небо Москвы' – сорт-хамелеон с оригинальной окраской. Его крупные симметричные махровые цветки в полуроспуске – густо-сиреневые с пурпурным оттенком, распустившиеся – голубовато-лиловые, отцветающие – белесовато-голубые. Потому в международном реестре этот сорт относят сразу к трем цветовым группам.
Особое место занимают "военные" сорта. Прежде всего это 'Алексей Маресьев', 'Капитан Гастелло' и 'Валентина Гризодубова' со знаменитыми колесниковскими цветками-"пропеллерами". Их лепестки по мере цветения закручиваются, но это единственное, что объединяет совершенно непохожие сорта. Очень редкие и эффектные сорта – 'Маршал Жуков' и 'Маршал Василевский', достойные своих громких имен. Но, к сожалению, около десяти сортов, посвященных героям Великой Отечественной войны, утеряны безвозвратно.