Двигатель легкого скутера маломощный, а колеса небольшого диаметра. Поэтому приличную скорость он развивать не может, для стремительных перемещений и отчаянных гонок не годится.
Багажника либо нет, либо он очень маленький, типа "кофр" (сундучок), да и вообще с перевозкой солидного груза легкий скутер может не справиться – у него есть конструктивные ограничения по грузоподъемности. Правда, бывают и малообъемные скутеры с четырехтактными двигателями, грузоподъемность которых достаточно велика. Например, скутер GX Flash "берет на борт" 150 кг, то есть двоих взрослых пассажиров.
Колеса небольшого диаметра не позволяют легкому скутеру передвигаться по бездорожью и одолевать крутые подъемы. Он предназначен для утоптанных тропинок, ровных накатанных проселочных и городских дорог.
Но и достоинства у скутера немалые. Он невелик и изящен, занимает немного места (а значит, не требует специальных помещений и гаражей, его можно держать в доме). Он легок – с ним, в отличие от тяжелого мотоцикла, нетрудно управиться даже в том случае, если он забарахлит и откажется ехать – скажем, можно привести его домой "под уздцы" без посторонней помощи.
У скутера сравнительно небольшой удельный расход топлива на единицу пробега. При движении он не издает надоедливого треска (как мопед и мокик), оглушительного грохота (как мотоцикл), не оставляет за собой шлейфа выхлопных газов. Он очень маневрен и юрок, не требует широких автострад и габаритных проездов. При всей маломощности он позволяет двигаться все же гораздо быстрее, чем велосипед.
В городских условиях скутер незаменим для поездок в час пик, потому что на нем все препятствия можно легко и быстро объехать (типичный пример такого "вездехода" – скутер GX City). Конечно, скутер – не роскошная иномарка, но тут уж приходится выбирать: либо демонстрируем шик, стоя в пробке, либо едем куда надо.
За городом на скутере можно совершать неспешные прогулки по окрестностям. Скорость невелика, эффект мелькающих верстовых столбов не грозит, можно любоваться ландшафтами и видами. Для деловой поездки в хорошую погоду на небольшое расстояние (5–10 км), для коллективного выезда целой кавалькадой на пикник, для поездки в магазин лучше скутера ничего не придумаешь. Например, модель GX Ranger специально создана для таких целей.
Для подростков легкий скутер – отличное приложение интересов и сил, к тому же избавляющее от беспокойства за их здоровье. С таким тихоходным средством гонок типа "Формулы-1" они не устроят. А столкновение с препятствием на малой скорости не очень опасно для седока – в этом отношении легкий скутер сравним с велосипедом.
Детям до 14 лет можно предложить и настоящую игрушку – электрические мини-скутеры. Они совсем небольшие, по размерам напоминают детский самокат. Ездить на них можно как сидя, так и стоя (есть модели без седла и с высокой рулевой колонкой). Двигатель постоянного тока работает от аккумуляторной батареи. У самых емких одного заряда батареи хватает на 40–50 км пробега со скоростью 35–40 км/час. В среднем же электрические мини-скутеры развивают скорость не более 16–18 км/час и пробегают на одной зарядке 8–10 км.
Главные производители скутеров в Европе – Франция и Италия, в Азии – Япония, Китай и Тайвань. Цена на легкие малообъемные бензиновые скутеры колеблется от 23–25 до 90 тысяч рублей, ее определяют репутация фирмы-производителя, качество и надежность узлов и деталей (особенно двигателя), уровень дизайна. Цена мощных бензиновых мегаскутеров японского производства зашкаливает за 300 тыс. руб. Электрические мини-скутеры, особенно китайские, несравнимо дешевле – в среднем от 7 тысяч рублей.