Еще пару лет назад любой мало-мальски обустроенный и озелененный теплый балкон вызывал бурю восторга. Теперь же большая квартира (тем более дом) без зимнего сада – нонсенс. А потому чем дальше, тем активнее нам с вами придется напрягать воображение, чтобы как-то разнообразить наши "райские уголки".
Можно, конечно, обзавестись редкими дорогими растениями, но лучше подойти к проблеме комплексно. Для этого сначала поймем, что есть в нашем творческом арсенале.
Во-первых, внутренняя отделка. Именно "во-первых": хоть помещение и называется садом, это все-таки помещение. Во-вторых, сами растения. В-третьих, встроенные элементы декора – гроты, фонтаны и т.п. И наконец, нельзя сбрасывать со счета мебель, всевозможные аксессуары, в том числе кашпо и светильники.
Все вышеперечисленное может иметь характерные черты какого-либо архитектурного стиля, относящегося к конкретной эпохе, или быть имитацией природно-ландшафтной зоны.
Пожалуй, самым популярным пока остается классический стиль. В России, как и в Англии, знали когда-то толк в зимних садах. Кроме утилитарных оранжерей с цитрусами и ананасами в богатых домах устраивались "садовые комнаты" и галереи уже не столько для того, чтобы снимать плоды, сколько для приятного времяпрепровождения. Помимо качественной внутренней отделки с колоннами, арками, нишами и пилястрами такие помещения щедро украшали предметами искусства, в первую очередь скульптурой.
Не кривя душой, можно сказать, что растения и белая скульптура идеально дополняют друг друга: зелень кажется ярче, а мягкий свет дает удивительные эффекты. Причем в зимнем саду мы вполне можем позволить себе простые копии известных статуй – потому что, в отличие от основного интерьера, здесь важна не ценность скульптуры как таковой, а настроение, которое она создает. Даже простые гипсовые слепки – копии голов Цезаря или Афродиты – оживают среди изящных листьев фикуса Бенджамина.
Но в классике главное – умеренность. Поэтому остальная отделка проста: декоративная штукатурка мягкого тона и белые архитектурные детали, уместны мрамор и фрески. Растения в основном субтропического пояса. Из дополнительных элементов можно использовать минифонтаны, настенные источники и водные резервуары. Кстати, этот вариант прекрасно подходит для отделки бассейнов.
В последнее время в моде английский деревенский стиль. Мебель "с историей" или искусственно состаренная: трещины-кракелюры, царапины, потертости и потеки, выцветшие краски. Если предыдущий вариант можно назвать парадным, то здесь – совсем другое настроение. Создается образ недорогого, но обжитого уютного помещения, в котором еще прапрадедушка разводил орхидеи. В декоре – простые старинные бытовые предметы, как относящиеся к делу (лейка, переносной садовый фонарь), так и попавшие сюда вроде бы случайно: забавные склянки, ключи, керосиновые лампы, подсвечники, сломанные часы с кукушкой.
Конечно, весь этот хлам с дачного чердака (или парижского блошиного рынка) вначале должен побывать в умелых руках дизайнера. В отделке стен в дополнение к штукатурке можно использовать кирпичные фрагменты, каменную кладку, фахверк (деревянные балки на фоне каменной стены), деревянные панели, кованые решетки. Естественно, все обработано под старину и увито плющом. Похожий вариант – старая Голландия, только дерево (непременные балки под потолком) должно быть темным, "закопченным".
Нельзя обойти вниманием и так полюбившийся всем японский сад. В последнее время у нас сложились два их характерных типа.
Первый – геометрически-минималистский. Качественные материалы, эффектное освещение, квадратные переплеты полупрозрачных перегородок, низкая мебель, единичные растения (бонсай), галечные фрагменты пола. Иногда картину дополняет фонтан – гладко обточенный камень, неслышно обтекаемый по поверхности тонкой пленкой воды (так называемый "безмолвный водопад"). Назвать садом такое помещение можно с очень большой натяжкой, скорее продолжением гостиной.
Второй вариант – более мягкий, природный, по типу уличных садиков, но с комнатными растениями. Здесь мы можем позволить себе настоящий бамбук или, при достаточном освещении, клен пальматум. Аксессуары те же, что и на улице: фонари, каменная чаша, маленький прудик с резвящимися пятнистыми рыбками кои, отделка стен бамбуком, камни. Контейнерная посадка растений здесь не к месту; более подходящий вариант – отгороженные бортиком большие участки пола, гидроизолированные и засыпанные землей.
Новая для нас тема – рыцарский замок. Каменные стены, темные балки, очаг, грубая кованая утварь, на полу – шкуры, по стенам развешаны старинное оружие и конская упряжь, иногда тут же стоит бильярдный стол. Мужской вариант для тех, кто начитался Джона Толкиена. Почему именно в зимнем саду? А хорошо ли будет, если стремена, уздечки и седла украсят стену вашей спальни?
Часто архитектурной темой зимнего сада становятся египетские, античные или римские мотивы. Это может быть и целиком воссозданный древний интерьер, и "живописные развалины". Выглядит это так. Подернутые временем "античные" статуи и оплетенные бугенвиллеей колонны. Стена, отделанная камнями вроде тех, что на опорах римского акведука. Огромные гидры (сосуды для воды) в зарослях гибискуса и свинчатки. Сфинкс сидит на страже у заброшенного водного резервуара, затянутого циперусом и водным гиацинтом. Мозаичный пол, марокканские светильники, коллекция чернофигурных ваз… И многое, многое другое в сочетании с соответствующими растениями придаст такому зимнему саду особенный характер.
Почему именно в отделке зимних садов мы можем резвиться и позволять себе стилевой китч, недопустимый в основном интерьере? Во-первых, это помещение обособленное. Во-вторых, сама идея сада в помещении не слишком естественна. В-третьих, растения, которые мы привыкли считать комнатными, постоянно встречаются нам на воле в диком виде, когда мы бываем в теплых странах, и ассоциируются с древней архитектурой и предметами культуры. И нет ничего странного в том, что мы готовим для растений подходящий антураж, а для себя – приятные воспоминания. В-четвертых, надо же где-то расслабиться.