Атмосфера и условия проведения фестиваля
С каждым годом фестиваль становится более профессиональным и запоминающимся событием, одним из самых перспективных проектов не только в садово-ландшафтной отрасли, но и в культурной жизни нашей столицы. Теплая и душевная атмосфера, которую ощущали многие участники и посетители фестиваля, – одна из его визитных карточек. Это неудивительно, ведь в дни создания и демонстрации садов дизайнеры и организаторы объединяются в большую и дружную семью, помогая и поддерживая друг друга. Посетители также отмечали прекрасную деловую программу «Зеленого лектория» – профессиональные семинары и мастер-классы от ведущих специалистов ландшафтной и смежных с ней отраслей.
На фото: Продавец дождя (Ксения Демидова, Юлия Рукина, Кристина Полухина).
Серебро в номинации "Сады начинающих".
Компания «Профи-Трэвелз» – участник фестиваля – вновь радовала посетителей регулярными бесплатными экскурсиями по выставочным садам. Идея проведения таких экскурсий впервые была реализована на фестивале в прошлом году, что вызвало очень большой интерес и теперь также стало визитной карточкой фестиваля.
Традиционно самым значимым событием стал конкурс садов и арт-объектов – настоящий праздник ландшафтного искусства, где свои работы на суд компетентного жюри представляли ведущие российские дизайнеры, архитекторы, питомниководы, а также участник из Италии – ландшафтный архитектор Адель Сирони. Международное жюри конкурса садов возглавил известный французский ландшафтный архитектор, автор концепции Ландшафтного парка ВДНХ Мишель Пена.
Сады соревновались в нескольких номинациях, в том числе и в новой, появившейся только в этом году, – «Сады начинающих».
На фото: Клубничный дайкири (Екатерина Чухась, Дарья Леонтьева).
"Сады начинающих".
Награды и победители фестиваля "Сады и люди"
«Грани сада» Анны Антохиной и Надежды Астаниной удостоился самой высшей награды конкурса – Гран-при. Сад объединяет классические подходы к ландшафтной архитектуре и простоту растений природного облика. Две контрастные части разделены символической стеной, которая создает границу, грань между временами, стилями и традициями. Центром композиции служит проем – точка соприкосновения двух садов, регулярного и пейзажного.
В главной номинации конкурса, «Большие сады», лучшей была признана работа Анны Лозинской – «Современный сад юрского периода». Автор постаралась воссоздать и гармонично совместить два совершенно разных мира – привычный пейзаж средней полосы с его березовыми рощами и доисторический мир, который существовал много миллионов лет назад. Растения проступают в нем сквозь дымку тумана. То тут, то там фонтаном извергаются гейзеры, а необычный арт-объект, напоминающий скелет древнего ящера, придает объем и гармонично дополняет загадочный образ древнего леса.
Погружение в ассоциации – главная тема сада Марии Принтц и Марины Бересневой «Память неба», получившего золото в номинации «Малые сады» и серебро как «Арт-объект». В хитросплетениях березовых ветвей каждый увидел что-то свое: портал в волшебный мир, рог изобилия, диковинное гнездо. Вечером графику сада подчеркивает садовое освещение с мягким спектром.
С удовлетворением жюри отметило и высокий уровень работ начинающих дизайнеров. Сад - игра Марии Кобловой и Татьяны Абрамовой «Тайник» покорил жюри интригой, колористикой, сочетанием растительных и рукотворных компонентов. Игра реальности и зазеркалья передана через контраст заброшенного и ухоженного сада – зритель любуется травами, но в отражении видит ярусный цветник. Поймав отражение противоположного зеркала, попадает в калейдоскоп.
В номинации «Ландшафтный арт-объект» жюри особо выделило сад Алексея Шиманова «Я убит подо Ржевом», созданный в память о далекой войне. Заблудившийся солнечный луч спешит исчезнуть в сплошном зеленом ковре, укрывающем землю. Но мы замечаем почти заросший окоп, обрывок колючей проволоки и кусок бурой от времени гусеницы, которые словно хотят рассказать нам свою трагическую историю.
Сад Катерины Богановой «Слияние», созданный по мотивам картины Густава Климта «Поцелуй», был отмечен специальным призом жюри за колористическое решение. Изысканные цветовые сочетания и подбор растений создают маленький мир для медитации вдвоем.
Игра контрастов - основная тема фестиваля "Сады и люди"
Удивительно, насколько по-разному удалось участникам конкурса интерпретировать тему контрастов в саду. Проект Татьяны Звездочкиной «Ловец снов» символизирует сложный путь нашего воображения во время разных фаз сна, а вращающийся вокруг своей оси диск-портал – это оберег, пропускающий хорошие сны и отфильтровывающий ночные кошмары.
Миниатюрный французский сад, созданный совместными усилиями компаний «Дубрава-Тула» и «Живая картина», успокаивает взгляд простыми геометрическими формами, укрывает от суеты, предлагает отдых после сложного дня и позволяет обрести душевное равновесие.
Вдохновением для сада Марии Рогулевой и Татьяны Богачевой «Энергия природы» послужила молния, ударившая в вершину зеленого холма и оставившая на нем свой след. Ее очертания повторяет инсталляция из полированной стали – метафора силы природы и ее огромного потенциала. Это сад - подзарядка, который питает посетителя в том числе и буквально: в саду установлены солнечные батареи, где все желающие могут зарядить свои гаджеты.
Контраст и двойственность человеческой натуры отражены в работе Алены Кудрявцевой «Время перемен». Статичная композиция на входе показывает «человека социального», живущего в рамках стереотипов. Это отражается в скупой цветовой гамме и формах, правильность которых наводит на мысль об «искусственной идеальности», подогнанной под стандарт общества. Кривое зеркало в этом саду является символом искаженного восприятия облика человека через призму мнения окружающих людей.
Сад Елены Дубновой, Юлии Сизюк и Юлии Сеченовой «Вечность мгновения» построен на противоположности природного и рукотворного ландшафта. Взаимодействуя, они плавно перетекают друг в друга, не стремясь к доминированию, сохраняют гармонию и целостность. Контраст мимолетности и красоты и вечного ее возрождения – в цветке одуванчика. Цветок распускается, создавая радость жизни, затем отцветаем, семена его дают начало новой жизни.
Март и август, как два полюса и две противоположности временного отрезка весны и лета, вдохновили Марию Крутову и Александру Князеву на создание концептуального сада «Мартобрь». Март – утро года. Долгожданный луч света. Мы полны надежд, планов и вдохновения и готовы начать жизнь с чистого листа. Жизнь ускоряется, вихрь дел несет нас... Незаметно приходит август. Он яркий, разноцветный, с запахом скошенной травы, меда и спелых яблок, но уже с налетом грусти, как с налетом ржавчины...
Сад Ирины Жуковой, Анастасии Паршиной, Вероники Белёвой и Анастасии Ермаковой «Багряная рапсодия» основан на сочетании природных форм ландшафта с элементами рукотворными, но не менее органичными, ведь человек – самое значимое сотворение природы и все его произведения основаны на любви к ней.
Старинную китайскую философию инь и ян в современной интерпретации представила в саду «Контраст и баланс» итальянский ландшафтный архитектор Адель Сирони. По исполнению он – восьмиугольник, вмещающий тенистую и солнечную сторону холма. Автор отразила единство и конфликт противоположных стихий и явлений: одно не может существовать без другого, как ночь не может существовать без дня.
Сад «Ударная волна» Анастасии Остроумовой демонстрирует перемены состояния материи и духа. Идея создания сада рождена из деструктивной темы взрыва. Физика ударной волны определила все планировочные и характерные части сада.
Пьеса Шекспира «Сон в летнюю ночь» вдохновила Марию Казимирскую на создание сада «В лесу, который в миле от Афин...». В зной, при ярком солнце деревья отбрасывают резкие тени и скульптурно вычерчивают особенности рельефа. Светлый камень-известняк порос изумрудными подушками душистых трав. И все это на фоне голубых холмов в сизоватой дымке, которая вызвана испарениями эвкалиптов.
Конечно, невозможно в рамках одного репортажа рассказать о всех прекрасных садах и арт-объектах фестиваля «Сады и люди – 2017», поэтому мы просим прощения у тех авторов, чьи работы в этот обзор не вошли.