- Местонахождение сада: северо-западная окраина Праги
- Возраст: около 17 лет
- Площадь: 8 соток
- Характер сада: коллекционный сад с преимуществом альпийских растений
Сад Войтеха Голубца молод. Он появился, когда его создатель уже много лет был известен мировой садовой общественности. Однако сад быстро возмужал, новизна исчезла буквально за пару лет, уступив место зрелости.
Войтех Голубец – профессиональный ботаник, но садоводам он известен как неутомимый путешественник и охотник за растениями. Он объездил весь мир, и каждая поездка делала богаче множество садов. Собранные им семена разлетались по самым разным странам.
Конечно, не стал исключением и его сад. Он полон ботанических и садовых редкостей и весь подчинен интересам хозяина. Дизайн, если это слово вообще применимо к коллекционному саду, весьма прост, однако это не делает сад проще. Им можно любоваться из окон дома, а можно "водить носом" по каждому квадратному метру, бесконечно обсуждая с хозяином особенности того или иного растения.
Вся семья Войтеха разделяет его страсть. Он сам специализируется на альпийских растениях, супруга Ленка собирает коллекцию подснежников, сын Давид увлечен карликовыми хвойными, а дочь создает прекрасные рисунки растений для каталога отца.
В саду есть несколько экологических зон, сформированных исходя из требований растений. В узкой теневой части между домом и забором живут вересковые, буйствуя в мае пышным цветением.
Другая, полутеневая, часть отведена под школку – место, где владелец пестует посевы и сухолюбивые виды под стеклом. Здесь же собрана коллекция подснежников – последнего увлечения семьи.
Из-за молодости сада и его небольших размеров в нем практически нет высоких деревьев. Абсолютной доминантой стремится в небо у входа в сад сосна черная (Pinus nigra) Obelisk, горку обрамляют причудливой формы сосны остистые (Pinus aristata), которые перекочевали в новый сад со старой родительской дачи – их Войтех когда-то вырастил сам.
Альпинарий
Цокольный приподнятый этаж дал возможность подсыпать грунт и сделать пологий откос вдоль стены у входа в дом. Это место стало пристанищем разнообразных карликовых хвойных и "ведьминых метел" – давнишней любви Войтеха. Интересно наблюдать, как год от года деревца, бывшие когда-то крошечными шариками на невысоких ножках, превращаются в большие подушки и начинают теснить друг друга.
Часть хвойной коллекции украшает главную зону сада – альпинарий. Это грандиозное сооружение построили Войтех и его сын вручную. Альпинарий производит впечатление совершенно естественного скального выхода. Он сложен из известняка – нескольких крупных блоков и камней поменьше. Внизу центральной части сооружен небольшой прудик. Места в саду не так уж много, а питомцы прибавляются каждый год, поэтому альпинарий занимает, наверное, четвертую часть площади.
У горки крутые склоны, множество "ущелий", "пиков" и трещин. Они не только украшают сооружение, делая его очень натуральным, но и создают необходимые условия для растений: ведь одному необходимо палящее солнце, а другое предпочитает прохладную влажную полутень. Растения на горке располагаются по географическому принципу. "Здесь у меня Средняя Азия, – замечает Войтех, – тут - Кавказ, там - Иран".
Но несмотря на продуманный подход, природа вносит свои коррективы. Часть растений через какое-то время гибнет, и на их месте появляются новые, не всегда из того же региона. Так меняется облик альпинария, а география смешивается.
Любоваться альпинарием удобно с лужайки. Нет-нет да и приходится ее уменьшать, отрезая новые полоски от газона под горку или прилегающие цветники. Хотя и слово-то это в данном саду неуместно – так причудливо сочетаются в них редкостные диковины. В саду каждый год создаются новые элементы: коллекционерский интерес никогда не угасает.
Пару лет назад, когда появилась возможность испытывать новые японские растения, Войтех соорудил в затененном месте стенку из торфяных блоков. Там обитают шорции (Shortia), миякеи (Miyakea) и другие диковины.
Для особо требовательных альпийцев возле входа в дом есть другая стеночка – из известкового туфа, травертина. Этот редкий пористый гигроскопичный камень при наличии капельного полива обеспечивает оптимальные условия для изысканных камнеломок или таких неженок, как янкея (Jankaea).
Планы на будущее
Несмотря на вынужденное обилие используемых материалов, сад производит впечатление единого целого. Все только натуральное: камень, мульча, деревянные коряги. Единая цветовая гамма, натуральная и искусственная состаренность связывают вместе столь различные на первый взгляд элементы, которые плавно перетекают друг в друга.
Есть в саду и место для посиделок. В уютном уголке, в тени цветущей глицинии, за столом, сделанным из старого мельничного жернова, обсуждаются планы на будущее. Куда в следующий раз?
В последние годы самым модным направлением ботанических путешествий была Южная Америка. "В первый свой приезд в Аргентину я смотрел на растения и думал, что я плохой ботаник, – смеется Войтех. – Я не мог определить ни то что вид и род, а даже семейство! Это совершенно иной мир растений, в котором предстоит совершить множество открытий".
"Южноамериканцы", к сожалению, пока показали себя слишком требовательными для средней полосы России, да и для Чехии тоже. Но Войтех продолжает работать и на давно испытанных направлениях: все так же его волнуют Китай и Тибет. А короткие путешествия по европейским горам – обязательные пункты в его расписании. Появятся новые растения – и этот сад радушно примет их, а его владелец создаст им максимум комфорта.